Чем «стоимость», «потре**тельная стоимость» и «меновая стоимость» отличаются
new_rabochy — 12.01.2023Сделанное в прошлом тексте различение «стоимости», «ценности» и «цены» помогает нам понимать затруднения многих.
Например, встречаются высказывания, будто стоимость может создаваться спекуляциями: «Я купил за 10, продал за 100».
В этом случае ясно, что человек понимает слово «стоимость» как равнозначное «цене». И понятно, почему: в частном случае мы в самом деле можем воспринимать их как идентичные — когда говорим, что нечто стоит сто рублей.
Но также и понятно, почему он ошибается: потому что стоимость измеряется не только в деньгах. «Стоимость» - это о том, чтО чего кому стоит: то есть чтО для чего требуется. Например, создание некоего продукта требует (стоит) часа труда и кубометра досок. Его стоимость — час труда и кубометр досок.
И поэтому спекуляцией ее создать нельзя: стоимость говорит про объективную реальность, а реальность не изменяется путем произнесения слов (переписывания ценника) — нельзя сделать упомянутый продукт за полчаса и пол-куба досок. Можно повысить производительность труда — тогда будет требоваться меньше времени. Можно повысить эффективность использования пиломатериалов — тогда будет требоваться меньше досок. Но в любом случае потребуется для этого менять какие-то объективные (существующие в реальности) факторы. Спекуляцией же стоимость ни увеличить, ни уменьшить нельзя. И всего лишь из уяснения разницы между «стоимостью» и «ценой» это можно понять.
Но затруднение часто вызывают и понятия «стоимость», «потребительная стоимость», «меновая стоимость». Поэтому сегодня предлагаю рассмотреть их.
Из тех сопоставлений, которые я часто делаю (стоимость продукта — час труда и кубометр досок), может показаться, будто «стоимость» - примерно то же, что «затраты». Но, в отличие от «затрат», «стоимость» говорит не только про количество вложенных ресурсов, но и про связь между ними.
Когда врач говорит пациенту «Вам стОит поехать на море», он имеет в виду - «Вам требуется поехать на море, чтобы хорошо себя чувствовать». То есть он говорит, какие две части реальности требуется (стоит) совместить, чтобы получить желаемую третью: берете вас, как вы есть (первая часть реальности), помещаете в морской климат (вторая часть реальности) — получаете ваше хорошее самочувствие (третья часть реальности). Здесь он говорит про «стоимость»: для хорошего самочувствия стоит (требуется) ехать на море. Но не говорит про «затраты»: его пациент не «затрачивает» себя, чтобы получилось его хорошее самочувствие.
Поэтому «стоимость» это иное понятие, нежели «затраты»: не только про объем и количество, но и про связь требуемого.
Это, возможно, будет проще понять при рассмотрении «потребительной стоимости».
Морской климат — то, что требуется для хорошего самочувствия пациента. Этим он составляет то, что является «потребительной стоимостью»: некое благо, которое способно удовлетворить его желание, - то, что в соединении с ним самим, составит нечто третье — собственно хорошее самочувствие.
Желание человека — суть некое будущее состояние, в котором он хочет пребывать.
Желание поесть — стремление к состоянию, в котором человек будет соединен с едой, и соответствующее этому состоянию ощущение.
Также желание дышать — стремление к состоянию, в котором мы соединяемся с воздухом.
Также желание познавать — стремление к состоянию, в котором мы соединяемся со знаниями.
«Потребительная стоимость» - то, что нам требуется (стоит) сделать, чтобы этого состояния достигнуть («стоимость потребности», «стоимость желания»). Как из часа труда и кубометра досок получается некий продукт (и его стоимостью является час труда+кубометр досок), так из нас и еды получается состояние сытости, некий новый физико-химический состав нашего тела. Его «стоимостью» являемся мы плюс потребленная еда.
Так как мы для нас — всегда нечто данное, то, говоря о «потребительной стоимости», мы обычно не включаем в нее самих себя, а говорим только о том, что требуется «добавить» - о воздухе, еде и других благах. Поэтому говорим, что именно еда и является нашей «потребительной стоимостью» - тем, что требуется для достижения нашего нового состояния (упомянутого физико-химического состава тела).
Происхождение наших желаний при этом не важно («порождаются ли они желудком или фантазией», как пишет Маркс): когда есть желание, есть некая соответствующая ему «потребительная стоимость».
Для «потребительных стоимостей» не обязателен труд: воздух нам дает природа, морской климат нам дает природа и так далее.
Но в то же время мы знаем, что для их получения нам труд часто вкладывать требуется: например, для попадания в морской климат придется потрудиться — хотя бы пройти пешком или же вести автомобиль.
Мы соединяем наш труд и богатства природы (например, огонь + рыбу) и получаем новую «потребительную стоимость» - жареную щуку.
Но в обществе мы не одни и знаем, что нам не обязательно создавать все «потребительные стоимости» самим: мы можем сделать одну-другую, а потом поменять их на третью-четвертую, сделанные другими.
Этот обмен в некотором роде может выглядеть чудом: разные количества (ящик и бутылка), разного агрегатного состояния (твердое и жидкое), качественно разные (апельсин и коньяк) при этом становятся чем-то равным — ящик апельсинов меняем на бутылку коньяка как нечто равное друг другу. Это становится возможным, поскольку при всей разности вложенных благ природы (и апельсины, и коньяк — природные богатства, но качественно разные) есть некая сущность, которая присутствует в каждом этом продукте, а именно: человеческий труд — и ящик апельсинов, и бутылка коньяка как «потребительные стоимости» стали возможны только потому, что в них был вложен труд человека. Без труда их бы не существовало. В природе уже были, так сказать, «ингредиенты» для них, но только после того, как к ним был добавлен труд, они стали продуктами и «потребительными стоимостями» для нас.
При всех качественных и количественных отличиях обмениваемых продуктов в них всегда есть один «ингредиент», который является общим для них, - это человеческий труд. У них может не быть ни одной общей молекулы материи (графит меняется на окись серебра), но они обязательно будут иметь общность в человеческом труде — поскольку только при его добавлении стали возможны эти продукты. И именно поэтому человеческий труд образует «меновую стоимость» товаров: он — единственное общее, что есть в каждом из них, поэтому именно по нему возможно сравнение и сопоставление.
Резюмирую. Понятие «стоимость» подразумевает качество, количество и связь: деревянный ящик стоит час труда, куб досок и килограмм гвоздей; хорошее самочувствие «стоит» конкретного пациента и морского климата. Поэтому понятие «стоимость» говорит об объективном — существующем в реальности. Поэтому изменение «стоимости» возможно только при изменении реальности.
Понятие «потребительной стоимости» говорит о соединении человека с чем-то — для получения нового состояния человека. «Потребительная стоимость» может включать много или мало труда: дыхание мы почти не замечаем, а копание ямы нас утомит. Она в любом случае останется «потребительной стоимостью» - тем, что требуется человеку для перехода в новое, желаемое им, состояние.
«Меновая стоимость» касается отношений между людьми и предполагает обмен количествами своего труда: все продукты, которыми мы обмениваемся, содержат в себе (как в «потребительных стоимостях») в качестве своей части человеческий труд — и именно поэтому могут обмениваться при всей их разнородности во всех прочих отношениях.