Чем Сталину не угодили жители Псковской области, или ещё одна большая
grimnir74 — 02.01.2022Окончание ВМВ не везде повлекло за собой мир и покой. В некоторых регионах война лишь переформатировалась в подпольную партизанскую борьбу со всем советским. Так сложилась ситуация в Прибалтике, вошедшей в состав СССР в 1940-м. Активное сопротивление власти Советов побудило Сталина к радикальным мерам – массовой депортации неблагонадежного элемента за пределы республик. Репрессии коснулись и соседней Псковской области, а точнее – ее западных районов, долгое время пребывавших в составе Латвии и Эстонии.
Послевоенные антисоветские выпады и прибалтийские партизаны
Советизация этих территорий не всегда проходила гладко. За годы войны в Прибалтике сформировались крупные группировки, выступавшие против Красной армии и советской власти в целом. С провозглашением победы члены таких союзов ушли в подполье, не оставляя борьбу с красными оккупантами. Подобным образом складывалась ситуация и в западных районах Псковской области.
До революции эти приграничные территории входили в Псковскую губернию. В 1920-м Рижское мирное соглашение предписало РСФСР частично передать Латвии часть псковских земель (Островский уезд). По такому же принципу Эстонии отошел Печорский район Псковской области, что обозначилось Тартусским договором. Западные экс-псковские регионы в культурном плане были едины. Граница между Латвией и Эстонией была прозрачной, а православный Псково-Печорский монастырь долгое время служил объединяющим ориентиром. На прилегающих землях Псковского округа церковные учреждения закрылись.
Русские в латвийско-эстонских районах не притеснялись. Многолетнее пребывание этих территорий в составе капиталистических Латвии и Эстонии существенно отличало их от остальной Псковской губернии, где правила советская власть. Когда в 1944-м советская армия освободила от немцев Псково-Печорский район, против красноармейцев выступило мощное военизированное подполье.
Подпольщики регулярно снабжались едой, одеждой и информацией о малейших телодвижениях сотрудников внутренних органов и военных.
Псковский отряд Супе и латышско-русские партизаны Ирбе-Голубева
Осенью 1945 года Супе отвечал за срыв выборов в Верховный совет, а в апреле его убили. Остатки отряда были разбиты к концу лета, ликвидирован и последователь Супе - Петр Букш. В этом же году разгромили русско-латышский отряд Ирбе-Голубева. Один из руководителей добровольно сдался властям, а русского соратника Голубева арестовали. Параллельно ликвидировались «лесные братья» в Латвии, продолжались чистки антисоветчиков в Эстонии. Советизацию подкрепила кампания по легализации партизан, добровольно сложивших оружие. Им гарантировалось прощение.
Чистка псковской партии и выселение в Красноярский край
неблагонадежных с точки зреня палачей людей.
Депортируемым разрешали увезти с собой личные вещи, мелкую ремесленную и сельскохозяйственную утварь, допускался продовольственный запас. Остальное же имущество безвозмездно конфисковалось: часть покрывала недоимки по гособязательствам, что-то отходило колхозам, остальное передавалась в ведение финансовых организаций. К июню 1950-го в Красноярском направлении уехали около 1500 человек. Правовые ограничения с семей псковских спецпоселенцев сняли лишь в 1960-м.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/210620/46766/ с исправлениями А.С.