Человек постсовременности: труженик и воин
anlazz — 21.10.2024 На самом деле та "антропологическая революция", коя случилась в V веке от Р.Х. после гибели "Мировой Империи" Рима обычно недооценивается. Впрочем, и сам этот переход так же особо "не жалуется" - только марксизм определяет его, как "переход от рабовладения к феодализму", т.е., как однозначный прогресс. (И, по сути, революцию.) Хотя, конечно, термин "рабовладение" не совсем удачный, но не в этом суть. Суть в том, что для всех остальных "падение Империи" - это, безо всякого сомнения, регресс и деградация.О том, почему так происходит - то есть, почему Империю традиционно считают "хорошей", а ее гибель злом - думаю, говорить надо отдельно. Хотя, в общем-то, понятно, что это связано с "проримской ориентацией Европы", с тем, что европейцы с самого начала видели себя "продолжателями римской традиции", и даже самых захудалый королек производил свой род от Юлия Цезаря. Но в данном случае хочется обратить внимание не на это, а на то, что - как уже было сказано выше - реально вместе с "Мировой Империей" ушла в небытие не только "рабовладельческая формация". (Еще раз: термин неудачный - но уже устоявшийся, поэтому менять его нет смысла.) А, фактически, сменился "господствующий человеческий тип". Т.е., некая система норм и правил, которой подчинялся "средний человек".
Напомню, что "во времена Империи" (можно говорить "во времена поздней Империи", но не суть важно) в "мире" (Pax Romana) господствовал "человек праздный", "человек неработающий" во всех смыслах этого слова. Включая и высшие, и - что интересно - низшие слои социума. Ну да: с одной стороны, вечно пирующие и "охаживающие" наложниц патриции, забывшие то, в чем, собственно, состояло их назначение. (Если что - то воевать.) С другой - разнообразные "параситы" и прочие клиенты из "среднего класса", занимающиеся тем, что "развлекали общением" вышеуказанных патрициев, и получающих от оных щедрые подарки. С третьей - разного род "пролетарии", весь день которых происходит в перемещениях от раздач бесплатного хлеба и иных продуктов к просмотру разнообразных зрелищ. Ну, и как вишенка на торте - "Преторианская гвардия", главной задачей которой было выбивать из императоров максимальное довольствие, а вот воевать с врагами они не собирались вообще. (Да, преторианцы были упразднены Константином в IV веке от Р.Х. в рамках его попытки "переделать Империю во что-то приличное", но сути это не меняет.)
То есть, как уже было сказано, труд просто "выпадал" из понятийной системы "Римского мира" - со всеми вытекающими последствиями. И наоборот: для мира Средневекового - по крайней мере, века до XIV-XV - миропонимание строилось именно вокруг труда. Крестьянского - собственно, и сам "календарь" тогдашней жизни был именно календарем сельскохозяйственных работ, а все остальное "нанизывалось" уже на эту тему. (Связь религиозных праздников с сельскохозяйственными работами более, чем очевидна.) Праздность же, наоборот, смотрелась чем-то ненормальным. (Недаром монашество - которое зародилось на основании позднеримской практики "ухода в пустыню" - к "византийскому периоду" уже однозначно стало подразумевать не только принятие подношений, но и труд. То есть, монах - это уже не просто "мудрец в пещере", а работающий человек.)
Но не только принятием труда характеризовался новый период. Не менее важным было тут "возвращение" понятия "воинского долга", необходимости воевать, как так же "базовой функции". Конечно, и в Античности было так же - собственно, "римский гражданин" республиканского периода был именно воином. Но во Всемирной Империи все изменилось - теперь воевать должны были лишь
Средние века изначально вернули смысл военной службы и для "свободных крестьян", и для аристократии. Теперь последняя снова означала "военное сословие" вплоть до начала Нового Времени и даже немного позже. Ну, а "белобилетники" стали вновь восприниматься, как изгои и неудачники - вплоть до того, что когда лет через 300-400 пошло массовое закрепощение крестьянства, оное именно "возможности воевать" лишили в первую очередь. (Как каких-то рабов!)
То есть, еще раз: Всемирная Империя породила "психотип" праздного потребителя и интригана (низы так же "интриговали" на своем уровне - в виде массового распространения мошенничества). Крушение Всемирной Империи привело в возвращению совсем иных "массовых установок". Которые, собственно, и позволили создать культуру, не уступающую римской - но при этом имеющую гораздо менее деструктивных последствий. (Напомню, что Рим, по сути, "высосал" все Средиземноморье, лишив окрестные социумы каких-то собственных проектов - почему оные с такой легкостью и пали впоследствие.) Разумеется, эта культура была менее "утонченной", нежели культура Всемирной Империи, менее "толерантной" (точнее, совсем не толерантной) и крайне репрессивной - но это была плата за реальное развитие технологий. (Напомню, что именно "производственный корпус", выработанный в Средние века, позволил перейти к индустриальной форме.)
Так и в "наше время": текущая Всемирная Империя Запада если чем и отличается от Pax Romana, так это тем, что она, во-первых, реально всемирная, а не региональная. (Охватывает весь мир, а не только Средиземноморье.) А, во-вторых, эта Империя пробежала тот путь, который проходил Рим от своего "расцвета" (условного II в. от Р.Х.) до "заката" (условного V в. от Р.Х.) не за три столетия, а всего лет за 40-50! (То есть, "расцвет Империи Запада" - это условные 1990 годы. "Закат" - со "взятием Рима вандалами" - это условные 1940-50 годы, ИМХО. Ну, а 2000-е - это, получается "Золотой век Антонинов", в 10 лет уложились, хе-хе.)
Поэтому вполне закономерно при ее (Всемирной Империи) крушении наблюдать те же процессы, что были "в прошлый раз", но уже "переложенными" с региона (Средиземноморья) на мир. И, в частности, резкое повышение реальной значимости труда, реальной ценности процесса производства - с "обратным" падением ценности "процессов праздности". Например, кинематографа или эстрады, кои сейчас вознесены на недосягаемую высоту - примерно так же, как театр или цирк в позднеримское время.
Да, да! Возможно, наши потомки даже увидят развалины современных развлекательных сооружений - стадионов, кинотеатров, разного рода ТРЦ, всевозможных аквапарков и парков развлечений, цирков (хе-хе) и прочее. (Хотя, конечно, современные технологии не столь стойкие ко времени, нежели римские.) А когда очередной виток спирали развития приведет к "новому Ренессансу" - это так же обязательно будет - то мыслители "оттуда" будут упрекать тех, кто жил в 2050-2100 годах в "варварстве" и "забвении культуры", а архитекторы будут воспроизводить "стиль хайтек" так же, как во время настоящего Ренессанса воспроизводили все эти портики и барельефы.
На место этих "храмов праздности" придут другие вещи - те, что связаны с производством и потребностями оного. Возможно - да, я пока говорю лишь о возможности, точной уверенности нет - этот "мир" будет чем-то напоминать мир СССР 1930-1950 годов. (С 1960 гг. в СССР пошло нарастание западного "культа праздности" со всеми вытекающими.) То есть, и кино, и театр, и спорт будут - но в несколько иной форме, нежели сейчас. (Скажем, спорт вместо "зрелища" станет "участвулищем".) Ну, и вообще, следует ожидать достаточно больших неожиданностей. (Например, так же как "в прошлый раз" или "в сталинское время" главным смыслом жизни станет работа, семья и коллектив - а вот различные "увлечения и хобби" вообще исчезнут из реальности. Так же, как и путешествия, и вообще мобильность окажется признаком маргинала.)
Но одно следует сказать точно: "параситам" в этом мире места не будет - оные, конечно, останутся в каком-то небольшом количестве (как в том же СССР 1930-50 годов), но не более того. Всем - от землепашцев до королей - придется работать. (А если тот же король "работать" не захочет, то его ждет судьба "ленивых королей" из династии Меровингов.)
|
</> |