"Человек глубоко преданный Родине и непримиримый враг большевизма"
d_v_sokolov — 05.10.2025
После ликвидации второй советской власти в Крыму в июне 1919 г. белые спецслужбы приступили к розыску и выявлению лиц, причастных к проведению красного террора и других мероприятий большевиков (как в 1919 г., так и в предшествующий период). При этом вопросы у деникинцев были не только к активным красным, но и к тем, кто на советской службе оказался ситуативно. Было допущено много произвола и эксцессов. Обусловленных как общим ожесточением белых, так и отсутствием должного контроля за деятельностью контрразведок. В результате среди пострадавших было немало случайных людей. Известны случаи, когда до суда дело не доводили, предпочитая устроить «попытку к бегству». В своих воспоминаниях князь В.Оболенский, игравший заметную роль в политической жизни антибольшевистского Крыма, приводит некоторые характерные эпизоды (преимущественно относящиеся к Южному берегу Крыма).
В советской литературе тему белых репрессий, которые проводились в июне-августе 1919 г. на ЮБК и в других частях полуострова — всячески педалировали. Многократно преувеличивая масштаб. В готовящейся к изданию книге «Русская Ривьера в период больших потрясений» мной проанализирован этот аспект, и по возможности, воссоздана реальная картина. Где основное направление белых репрессий — это как раз наказание реальных врагов и борьба с терроризмом. Просто все это было отягощено произволом и бесконтрольностью. Однако ошибочно полагать, что верховное командование эту проблему не признавало и не пыталось, по мере сил и возможностей, с ней бороться. Реагируя на поступающие жалобы, оно провело ревизию деятельности контрразведок. В результате некоторых особо провинившихся персонажей даже сурово наказали (вплоть до расстрела). Что хоть и не ликвидировало в принципе произвол и эксцессы, но существенно оздоровило ситуацию.
Отметим также, что уже в сентябре 1919 г. сообщений о поимке и казни агентов советской власти и лиц, приравненных к ним, в крымских газетах становится меньше. Жизнь ненадолго входит в возможно привычное русло. Население и власти больше занимают экономические проблемы. Плюс начинающиеся эпидемии тифа, а потом и холеры.
В целом — утверждения, что Деникин и его администрация ВООБЩЕ никак не занимались вопросами тыла и не пытались реагировать на сигналы с мест — не отвечают действительности. Пытались, по мере возможностей. Возможно, недостаточно эффективно и оперативно, но пытались.
Ниже приведу документ, относящийся к Севастополю и касающийся улучшения качества работы местных военно-следственных учреждений, и связанных с этим проблем:
27-29 августа (1919) - Среда - пятница
«Комиссия генерал-майора Васильева, проверявшая комендантские управления и другие, связанные с ним органы Таврической губернии, проверила Севастополь и сделала следующие заключения: «...Военно-следственная комиссия - 4 человека, юридической подготовки не имеют. Следственных дел поступило 87, ожидается более 170, разобрано всего 18 дел... В комиссии работает в роли писаря бывший член окружного суда, председатель съезда мировых судей и судебный следователь Заикин, человек глубоко преданный Родине и непримиримый враг большевизма; было бы желательно назначить его членом комиссии или секретарем...
В деятельности комиссии часто встречаются разногласия с контрразведкой в отношении мер пресечения уклонения от суда. Находившееся в производстве комиссии дело видного большевика Кнорруса, бывшего председателем центрофлота, затребовано адмиралом Саблиным для передачи в морскую следственную комиссию, в виду назначения Кнорруса на ответственный пост, что является непонятным...
Контрразведывательный пункт - по списку состоит 9 человек. Жалоб на незаконные действия настоящего состава пункта не поступало. Возбуждено 103 дела, передано в военно-следственную комиссию 90 дел. Самочинных разведок было несколько, в том числе матроса Селезнева (расстрелян) и полковника Руцинского (находится под судом)…»
РГВА, ф.39660, оп.1, д.236, л.5 об, 6.
Цит. по: Севастополь: Хроника революций и гражданской войны 1917-1920 годов. / Сост., коммент. В.В. Крестьянников. – Симферополь: Крымский архив, 2007. — С.429.
Таким образом, дело отнюдь не пускали на самотек, а по мере возможностей пытались провести ревизию, выявить проблемы, и принять реальные меры по их разрешению.
|
|
</> |
Меню для новогоднего корпоратива: как угодить всем сотрудникам
Сын со мной в Варшаве, дочь в Берлине: воевать надо до конца...
Хотите посмотреть иерусалимский монастырь?
С началом новой недели , друзья ! Удачи в новом
Хроника первой мировой. 8 октября 1918 г.
Фу какая
Шоферские байки: про гербарий для шестиклассника и противопожарный лимонад
1953. Париж на снимках Робера Дуано. Часть 5
Проблемки и вопросики

