Чебурашка как отец русского экзистенциализма.

И тут примерами экзистенциалистской литературы окажутся не только, быть может, даже не столько "Посторонний" Альбера Камю, а "Золото бунта" Алексея Иванова или "За чертой" Кормака Маккарти. Кстати, если бы не старик Сэлинджер и не добрый молодец Джонатан Франзен, я бы этого Кормака ("Старикам здесь не место") уверенно назвал лучшим американским писателем, отодвинув, что Хемингуэя, что Фолкнера (это было оценочное вкусовое суждение).
Кстати, классика типа "Тошноты" и "Стены" Сартра в этом смысле не такая уж и "экзистенциалистская" литература.
Однако хотел бы обогатить мировое литературоведение вот каким тейком. Абсолютным манифестом экзистенциалистской литературы является "Чебурашка" личностно-мерзковатого Эдуарда Успенского.
В центре главный герой, у которого не просто нет никакой социальной идентификации (никто не может его как-то "социально обозначить"), у него нет и самоидентификации - он сам не знает, кто он.
Конечно, кто-то скажет, что и Буратино тогда тоже герой экзистенциалистской литературы, да мало ли кто, Сергей Сыроежкович Электроник, например. Но все-таки Чебурашка в смысле экзистенциализма круче всех, не имеет себе равных.
Вот вам небольшой фрагмент, который мог бы претендовать на статус образцовой и открытой для подражания экзистенциалистской прозы (в нем, кстати, чисто советский вариант разрешения главной экзистенциальной проблемы).
Я посвящаю эту цитату тому обстоятельству, что "Чебурашка" в книжных продажах в России обошел "Гарри Поттера" (новый мульт помог), а уже очень много лет ни одна отечественная детская книга не обгоняла в продажах западную детскую.
(цит.) "— Это я, Чебурашка! — И в комнате появился какой-то неизвестный зверь. Он был коричневый, с большими вытаращенными глазами и коротким пушистым хвостом.
— Кто вы такой? — обратилась к нему Галя.
— Не знаю, — ответил гость.
— Совсем-совсем не знаете? — спросила девочка.
— Совсем-совсем…
— А вы, случайно, не медвежонок?
— Не знаю, — сказал Чебурашка. — Может быть, я медвежонок.
— Нет, — вмешался крокодил, — он даже ни капельки не медвежонок. У медведей глаза маленькие, а у него вон какие здоровые!
— Так, может быть, он щенок! — задумалась Галя.
— Может быть, — согласился гость. — А щенки лазают по деревьям?
— Нет, не лазают, — ответил Гена. — Они больше лают.
— Как?
— Вот так: ав-ав! — пролаял крокодил.
— Нет, я так не умею, — огорчился Чебурашка. — Значит, я не щенок!
— А я знаю, кто вы такой, — снова сказала Галя. — Вы, наверное, леопард.
— Наверное, — согласился Чебурашка. Ему было всё равно. — Наверное, я леопард!
Леопардов никто не видел, поэтому все отошли подальше. На всякий случай.
— Давайте посмотрим в словаре, — предложила Галя. — Там все слова объясняются, на любую букву.
...
— Давайте посмотрим в словаре, — согласился Чебурашка. — А на какую букву будем смотреть?
— На букву «РР-РР-РРЫ», — сказала Галя, — потому что леопарды РР-РР-РРЫЧАТ.
— И на букву «К», — добавил Гена, — потому что леопарды К…УСАЮТСЯ.
Конечно, Галя и Гена были оба неправы, потому что леопарда надо было смотреть не на букву «РР-РР-РРЫ» и не на букву «К», а на букву «Л».
Ведь он же ЛЕОПАРД, а не РР-РР-РРЫОПАРД и тем более не К…ОПАРД.
— Но я не рычу и не кусаюсь, — сказал Чебурашка, — значит, я не леопард!..
После этого он снова обратился к крокодилу:
— Скажите, а если вы так и не узнаете, кто я такой, вы не станете со мной дружить?
— Почему? — ответил Гена. — Всё зависит от вас. Если вы окажетесь хорошим товарищем, мы будем рады подружиться с вами. Правильно? — спросил он у девочки.
— Конечно! — согласилась Галя. — Будем очень рады!
— Ура! — закричал Чебурашка. — Ура! — и подпрыгнул чуть ли не до самого потолка...".
|
</> |