ЧАСоВОЙ
likushin — 11.01.2023 Презентация и первый, пожалуй, случай явления этого явления в новой истории новой ещё (по Петру Первому) России.1787 год. Потёмкинские деревни.
Одни историки привычно твердят: так и было, Потёмкин, дескать, нагло-насмешливо строил декорации в расчёте на доверчивость европейских засланцев, гостей Императрицы.
Другие оспоривают: возвратившиеся по европейским дворам писуче завистливые «засланцы» придумали декорации сами, свалив свои фантазии на безвинного Потёмкина.
С своей ничтожной стороны могу приплюсовать вторым – слабеньким, сторонним, но всё-таки аргументом отсылку к явлению «карнавальной стихии», урождённого в европах уродца, столь тонко учуянного М.Бахтиным и с восторгом принятого на родине карнавальщиков. Здесь же, в этой точке хорошо помнить, что Бахтин предпринял нечто в духе заразившегося «карнавалкой» Петра Первого, именно – перенёс постмистериальный налёт на русскую почву, напылил в тексты Достоевского. Бог ему судия.
Хорошо помнить и М.Фуко, убедительно, на фактах показавшего «постановочность» Третьесословного «карабасовского маркизата». Именно и только европейского. Именно в эту эпоху.
Помню ли я, что Екатерина – немка, из бедненьких принцессок, чей герцогский герб затёрт фальшью скудной позолоты, а с тем и то, что «карнавальщина» у ней в европейской крови, и плюс к тому – по Петру Примусу наследована?
Разумеется. Помню я и то, что за сорок с гаком лет в России немка ободняла в натуральности своего прижизненного величия, укоренилась в природном русском размахе, да настолько, что столь грубые подмалёвки задника исторической сцены – даже если бы потуги у кого на подобное явились! – она бы с презрительной усмешкой отвергла:
- Негоже нам уподобляться…
Итогом думается мне, что не суть – правы первые или вторые, (вторые, кстати, вызывают больше доверия), суть же в том, что грандиознейшая презентация случилась: сама поездка Екатерины стала Презентацией, и именно с прописью.
С неё, по большому счёту, у нас пошлó. Многое пошлó. Порядком опошленное, но пошлó и попёрло.
Что до «потёмкинско-деревенских» сомнений, то хорошо, думаю, отгородиться от нехорошего Блоком, вот этим – на письме к Андрею Белому: «Душа моя – часовой несменяемый, она сторожит своё и не покинет поста. По ночам же сомнения и страхи находят и на часового».
|
</> |