пRоБЛеМА крЫШи

топ 100 блогов likushin07.01.2023
Всё, что вы видите во мне, это не моё, это – ваше.
Моё – это то, что я вижу в вас.
Э.-М.Ремарк
Фёдор Павлович Карамазов толкует сыну Алёше у Достоевского, «реалиста в высшем смысле» (см.: «Дневник писателя») на «фантастическом» письменном столе:
«… - Я всё помышлял о том: кто это за меня когда-нибудь помолится? Есть ли в свете такой человек? Милый ты мальчик, я ведь на этот счет ужасно как глуп, ты, может быть, не веришь? Ужасно. Видишь ли: я об этом, как ни глуп, а всё думаю, всё думаю, изредка, разумеется, не всё же ведь. Ведь невозможно же, думаю, чтобы черти меня крючьями позабыли стащить к себе, когда я помру. Ну вот и думаю: крючья? А откуда они у них? Из чего? Железные? Где же их куют? Фабрика, что ли, у них какая там есть? Ведь там в монастыре иноки, наверно, полагают, что в аде, например, есть потолок. А я вот готов поверить в ад только чтобы без потолка; выходит оно как будто деликатнее, просвещённее, по-лютерански то есть. А в сущности ведь не всё ли равно: с потолком или без потолка? Ведь вот вопрос-то проклятый в чем заключается! Ну, а коли нет потолка, стало быть, нет и крючьев. А коли нет крючьев, стало быть, и всё побоку, значит, опять невероятно: кто же меня тогда крючьями-то потащит, потому что если уж меня не потащат, то что ж тогда будет, где же правда на свете?»
1933 год. Анатолий Луначарский толкует «массам», вернее – «массовикам», о том, что есть социалистический реализм; толкует, переводя идею – не знанием, верой – в образ:
«Представьте себе, что строится дом, и когда он будет выстроен, это будет великолепный дворец. Но он ещё не достроен, и вы нарисуете его в этом виде и скажете: „Вот ваш социализм, - а крыши-то и нет“. Вы будете, конечно, реалистом – вы скажете правду: но сразу бросается в глаза, что эта правда в самом деле неправда. <�…> Человек, который не понимает развития, никогда правды не увидит, потому что правда – она не похожа на себя самое, она не сидит на месте, правда летит, правда есть развитие, правда есть конфликт, правда есть борьба, правда – это завтрашний день, и нужно её видеть именно так, а кто не видит её так – тот реалист буржуазный и поэтому – пессимист, нытик и зачастую мошенник и фальсификатор, и во всяком случае вольный или невольный контрреволюционер и вредитель».
***
Нет ни малейшего сомнения в том, что Луначарский читал «Братьев Карамазовых». Точно так же – нет оснований заподозрить наркомпрос-а в беспамятстве, а тем паче – в глупости. Известно, кроме прочего, что автор «Религии и социализма» (1908 год), из начала «обратившись в марксизм», а с тем и окрепнув в нём до известного предела, следовал завету родоначальника идеи, возвестившего городу и миру, что  «философы старых школ познавали мир», но вот «задача новой философии – переделать его».
Перестроить – так, сдаётся мне, точней будет, ведь: «Мы наш, мы новый мир построим». И тут образ, в который облекается высказываемая идея, более чем важен, потому «просто» мир – некая абстракция, заменяется зданием, «дворцом», причём новейшим, не из тех, которым – война (а мир – хижинам). Дворцом «великолепным», дворцом «завтрашнего дня».
Так случается на перетоке идеи в образ. Образа – в …
И ведь «обращение в марксизм» для Луначарского не пустозвонный кимвал; он до предела точен и верен себе и своему «обращению»:
«Кто понял, как гармонически соединяются в научном социализме эти два положения, тот проник в сущность Марксовой философии истории, Марксовой религии по моей терминологии. Противоположности – индивид и общество, прогресс и справедливость, свобода и детерминизм – были примирены могучей мыслью Маркса».
Для Луначарского воспринятый им идеал (марксизм) есть «новая, глубоко критическая, очистительная и вместе синтетическая религиозная система».
У Фёдора Павловича Карамазова своя «религиозная система», Раю – «классическому» – в ней места, похоже, нет (ну, разве чуть-чуть, на гран сомнительного), а вот ад – пожалуйста – грубо зрим, как водопровод, сработанный ещё рабами Рима, но «только чтобы без потолка», потому так «оно как будто деликатнее, просвещённее, по-лютерански то есть».
Тут известные «две разницы»: Фёдор Павлович «строит» ад (образ ада), потому если ад без «потолка, стало быть, нет и крючьев», а значит он – рай для него; Анатолий Васильевич строит «рай», потому в его «великолепном дворце» непременно должна быть «крыша», то есть тот самый «потолок»; но тот гадёныш, который «потолка» не пожелает, заслуживает одного – железных крючьев, для производства которых надо настроить ещё и фабрик, фабрик смерти. И то, этот ведь гадёныш, он ведь «тот реалист буржуазный и поэтому – пессимист, нытик и зачастую мошенник и фальсификатор, и во всяком случае вольный или невольный контрреволюционер и вредитель».
Ужо ему.
Чем не пролетарская, идеологически выверенная характеристика Достоевского, который почитал в себе достоинством и характерной чертой верность «реализму в высшем смысле».
***
Многое тут можно и, наверное, нужно бы сказать, но ограничусь вопрошанием: любопытно мне – Луначарский сознательно-умышленно перефразировкой старика Карамазова натаскивал «новописцов» и строителей «нового» человека и новой, «справедливой, чистой, весёлой и прекрасной жизни» (А.Блок, «Интеллигенция и революция»), или так – лекала сошлись, звёзды полыхнули, чорт, наконец, под руку наркомпрос-у скакнул из подчинённо-подножного кабинета с персоналом «отделения критики»?
Как думаете?
Вот я думаю, что в этом случае сила – в чорте, и ни в коем разе не в деньгах.
А вот и он сам, в Ночь под Рождество, из подпола:
«… я ведь, ты знаешь, очень чувствителен и художественно восприимчив. Но здравый смысл – о, самое несчастное свойство моей природы – удержал меня и тут в должных границах».
И тут без «удерживающего» не обошлось. Крышу с такого рвёт, луна сквозь потолок просвечивает. Так и тянет на потолок полезть, по-паучьему. Не знали? Схватываю с потолка: Ликушин – человек-паук. Из подпольной щолки подглядывающий в чужие сны. Мухоловец. Звездоглот. Н-да-с.
Но по Луначарскому-то – чорт с ним, тридцать крючьев ему в бока, а вот Достоевский – каким таким чутьём угадал, что «политические Христы» (П.Чаадаев) уткнутся в «проблему потолка» («крыши»). Тайна.
Так в чём сила то, здравомыслящая сестробратия?..
Неужто и впрямь – в неуловимой правде?

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
06.01.2023 ИДоБРАЗ
03.01.2023 ПУизПИ
03.01.2023 БыЛь In tHe WinD
02.01.2023 переПЛЮйКА
01.01.2023 ПОЛиГОН
31.12.2022 АНТѝК​*
31.12.2022 неМИЙ(ск)
25.12.2022 ХиТ-iN
Архив записей в блогах:
Пять лет и машины нет, говорите вы. Одноразовые все. Покатайся и продай. Однако, катаются, продают и те катаются дальше. 200.000 км- это хлам и труп. Так говорите вы. При этом люди совершенно спокойно рассуждают о своих машинах 1996-2002 г.в., в которых ничего и не ломается. И владельцы 20 ...
Был тут в стоматологии. Ничего интересного — плановый осмотр. Пришёл, как это у меня принято — весьма раньше, чем нужно, ибо страсть как не люблю опаздывать и тех, кто это дело любит — тоже на дух не переношу. Так что всегда выхожу куда-либо с поправкой на всевозможные препятствия, и ...
Недавно случайно подслушала спор двух дам. Они обсуждали важную проблему: кому сегодня легче найти новые отношения. Мужчине, или женщине. У обеих были аргументы. С моей же точки зрения на легкость завязывания отношений влияет не пол, возраст или состояние кошелька, а три других ...
1984 - Встать суд идет. - Слушается дело о разводе... - Истица, почему вы подали заявление? - Я... У нас разногласия в образе мышления, во взглядах. Непримиримые разногласия. - Конкретно какие? Ответчик пьет? Изменяет? Я уже второй раз читаю ваше заявление и не вижу причин. - Нет-нет, н ...
Владимир Семёнович Короткевич (Уладзімір Сямёнавіч Караткевіч; 26 ноября 1930, Орша, БССР, СССР — 25 июля 1984, Минск, БССР, СССР) — белорусский советский писатель, публицист, поэт, переводчик и драматург, ...