Чаплин и пустота
petrus_paulus — 03.04.2021Вы часто смотрите немое кино? Нет, не современные стилизации типа «Артиста» с Дюжардэном, а настоящее, столетней давности, из 20-х годов прошлого века, например? Я вот последнее время очень часто к нему возвращаюсь, поскольку кино современное стало уже настолько вторичным, а порой искусственным, снятым полностью на зелёном фоне, что душа просит чего-то настоящего, естественного и искреннего. А такое как раз старое немое кино и может предложить.
Там всё реальное – и люди, и эмоции, и чувства. Ведь когда нет звука, чтобы выразить себя через голос, остаются лишь выражение глаз, мимика и язык тела. В старом немом кино комедийные фильмы, выстроенные на нелепых ситуациях и гэгах, занимают отдельную и одну из первейших позиций. Я очень люблю работы Бастера Китона, Гарольда Ллойда, Макса Линдера и, безусловно, Чарли Чаплина. У Чаплина кино особенное и сильно отличается от творчества его коллег по киноцеху. И не потому, что Чаплина принято считать гением во всех инстанциях. Просто его кино обладает некой специфической краской (если это применимо к чёрно-белому кино), которая располагает зрителя к себе, вызывает сочувствие и даже желание помочь. Его Бродяга, кочевавший из короткометражки в короткометражку, дорос и до полного метра, сделав знаменитыми великие фильмы – «Огни большого города», «Золотую лихорадку», «Цирк» и «Новые времена». Но мою душу больше всего греет второй полнометражный фильм Чаплина о Бродяге – «Малыш».
Он вышел на экраны в 1921 году и имел огромный успех у зрителей, став вторым по кассовым сборам в США. Чаплин отснял огромное количество материала для фильма, сорвав все возможные лимиты, установленные владельцами студии First National. Однако они разрешили завершить съёмки, когда увидели игру мальчишки Джека Кугана, исполнявшего главную роль. Скажу честно, я видел много фильмов из разных стран и разных эпох, где главные роли великолепно игрались детьми, но Малыш в исполнении Кугана – это нечто за гранью таланта. Он настолько естественен, настолько искренен и достоверен, что смотреть на него и не рыдать белугой просто невозможно.
Незадолго до завершения съёмок Чаплин решил развестись с женой, которая подала на него в суд и пыталась отсудить часть собственности, включая весь отснятый для «Малыша» материал. Поэтому Чаплин упаковал плёнки в пустые жестяные банки из-под кофе и вывез их тайком в Юту, дабы покинуть законодательную зону Калифорнии. Там, в Солт Лейк Сити, он и смонтировал фильм. В него вошло чуть менее 2% всего отснятого… Представляю, сколько там было ещё интересного, чего мы никогда не увидим!
Думаю, этот фильм смогут до глубины понять и прочувствовать лишь люди, у которых есть дети. «Фильм с улыбкой и, возможно, со слезой» - с этой фразы начинается картина. Боюсь, одной слезой здесь дело не обойдётся. Женщина, не в силах растить ребёнка в одиночку, подкидывает его в богатый автомобиль в надежде, что малыш попадёт в хорошие руки. Но автомобиль угоняют какие-то проходимцы, по пути просто выбрасывая свёрток с дитём на улицу. Его находит Бродяга в исполнении Чаплина, который по доброте душевной растит мальчика как собственного сына. С годами они устраивают себе бизнес – мальчишка бьёт окна в окрестных домах, а Бродяга как бы случайно оказывается рядом в качестве стекольщика и меняет разбитые на новые. Но однажды врач натравливает на них службу опеки, и Малыша пытаются изъять у Бродяги. И здесь гомерически смешные ситуации резко сменяются на трагедию – искажённое лицо Чаплина, его обезумевшие от горя глаза и волчье выгрызание ребёнка из рук приехавших его изымать – это невообразимый ураган чувств и эмоций перед разверзшейся Бродяге пустотой. Собственно, до своей случайной находки он и жил в пустоте, но найденный и выращенный им Малыш заполнил её и придал жизни смысл, теперь же перед героем Чаплина вновь открылась дорога назад, в пустоту и мрак. Поэтому он сражается за ребёнка, хоть нелепо и неуклюже, но как может, и в итоге они убегают от преследования.
Заканчивается всё прекрасно, поскольку опять же волею счастливого случая им встречается много лет горюющая по утраченному дитя мать, у которой теперь в жизни всё отлично. Но ощущение пустоты от потери ребёнка или даже от мысли, что ты можешь его потерять, невыносимо жутко и душераздирающе. Это одна из действительно гениальнейших работ Чаплина, которая в его творчестве – мой #любимыйфильм. Немое кино, в особенности столь живое и честное, как «Малыш», не может оставить равнодушным и способно заполнить любую пустоту.
Смотрите больше настоящего кино!
(c) petrus_paulus