Хороший кинобизнес придумали индусы
petrus_paulus — 02.04.2021«Я вот одного понять в индийском кино не могу!», наш университетский преподаватель по истории кинематографа Анатолий Сергеич расплылся в чеширской улыбке, «гонится вот парень за девушкой, загоняет её в итоге в угол, зажимает, и, вместо того, чтобы переходить к активным действиям — петь начинает!».
Анатолий Сергеич был одним из лучших российских востоковедов, членом Союза кинематографистов и Общества востоковедов Российской академии наук. Лучше него в арабском кино, например, в России не разбирался никто. Но, поскольку мы изучали кино всех стран, дошла очередь и до Индии.
В Советском Союзе к индийскому кино было какое-то полу сакральное отношение, на уровне некоего преклонения. Я до сих пор не понял, почему — ну не потому же, что в кинотеатрах смотреть было нечего! Были же и французские фильмы, и японские, и итальянские, и даже, прости Господи, американские. Но от индийских фильмов наши люди отчего-то просто млели, хотя я всегда считал их полнейшей ахинеей и бежал от этих «Зит и Гит» да «Танцоров диско», как от огня.
Потом, с годами, оказалось, что индийское кино может быть разным, и наличие в нём бесконечных песенно-плясовых номеров не всегда неизбежность. Изучая творчество Джеймса Айвори, например, американца, которого все считают англичанином (хотя бы благодаря гениальному «Говардс Энду»), без малого десять лет прожившего и проработавшего в Индии в начале карьеры и снимавшего кино в ней и о ней, я увидел совершенно иное индийское кино, где есть шекспировский театр в «Слугах Шекспира», где есть охренительный, молодой и не деградировавший до фильмов категории Б Майкл Йорк в «Гуру», где вся изнанка бомбейских киностудий и газет в «Бомбейской болтовне».
Индия — мировой лидер кинопроизводства. Столько фильмов, сколько производится ежегодно там, не делает ни одна страна в мире. Бомбейские киностудии, которые в народе именуют Болливудом — это самое активно снимающее кино место на планете. И, как выясняется, не все они одинаковые. Это нам в СССР сливали исключительно музыкальное кино, но было и другое. Сатьяджит Рай, например, и его трилогия «Песнь дороги», «Непокорённый» и «Мир Апу» – все из 50-ых. Благодаря им мы получаем уникальный шанс увидеть, как жило индийское общество, причём без дурацких песен-плясок. Настоящее индийское кино и настоящая Индия – в этих фильмах. Если бы не актёры, я бы назвал их документальными. «Песнь дороги» вообще на Каннском кинофестивале 1956 года получила звание «Лучший человеческий документ года».
А вчера посмотрел совсем новый фильм, про Индию и из Индии — «Белый тигр». Он об условностях общества, о его порой звериных порядках, об иерархии и выгрызании места под солнцем. Ни песен тут тебе, ни танцев, а лишь одна голая правда жизни. Причём актуальная и применимая в любой точке планеты. Индия лишь добавляет вкуса, цвета и своей экзотики, но ситуации, показанные в картине, работают в обществе повсеместно, несмотря на то, мусульманин ты, индус или христианин. Сбить ребёнка ночью по пьяни и сбежать, бросив его умирать на дороге. Унижаться перед работодателем ради тёплого места и хорошей зарплаты, засовывая куда подальше своё собственное людское достоинство. Подкупать политиков и чиновников ради успехов в бизнесе. Уберите Индию, и точное такое же можно моделировать хоть в Техасе, хоть в Чувашии.
При этом фильм снят с таким непередаваемым юмором, что смотреть одно удовольствие. Это довольно редко встречается — вроде смешно, и в то же время жутко грустно. Но держит у экрана неизменно все два часа метража. Не могу сказать, что люблю индийское кино — скорее, я его не люблю, но иногда попадаются такие необычные и свежие вещи, что остаётся лишь радоваться слому стереотипов. Уверен, Анатолий Сергеич порадовался бы, увидев «Белого тигра». Но три года назад его не стало.
Смотрите больше разного кино!
(c) petrus_paulus