Наказанный развратник

топ 100 блогов petrus_paulus01.04.2021
Наказанный развратник

В минувшем месяце случай определил меня одним из двух человек, выигравших на устроенном ЖЖ розыгрыше билетов на мюзикл «Дон Жуан: нерасказанная история». В связи с чем редакции ЖЖ – благодарность за билеты, а компьютеру – за выбор меня. Позавчера имел удовольствие мероприятие посетить, и оставило оно меня под неоднозначным впечатлением. При довольно сдержанной, а местами даже откровенно аскетической драматургии и сценографии, невероятно удивили сильные, мощные и красивые голоса вокалистов, исполнявших мюзикл. Это действительно стало для меня неожиданностью. Все мужские партии (а их там пять) исполняются тенорами, что может, на первый взгляд, показаться перебором, однако потом никаких иных голосов уже и не представляешь. Спектакль напомнил действа в театре эпохе барокко, когда люди ходили в оперу не за драматургией, а за красивой музыкой и голосами певцов – здесь, собственно, именно тот случай. Наконец, увиденное вызвало в памяти самое знаменитое воплощение в истории музыки сюжета о Дон Жуане – оперу Моцарта.

Завершая в рамках хэшмоба ЖЖ #любимыйфильм оперную тему в кино (это уже третий после «Амадея» и «Фаринелли-кастрата» пост, а Бог, как известно, любит всего по три), не могу не остановиться на жанре собственно фильма-оперы. Для тех, кто не знает – это когда реальное оперное произведение переносится на экран. При этом фильмы-оперы бывают разные – в одних набирают знаменитых киноактёров, которые лишь открывают рты, а поют за них за кадром настоящие певцы (такой вид творчества обожали в СССР), в других во всех ролях заняты действующие оперные певцы, которые в кадре и играют, и поют. Я категорически не приемлю первый, фанерный вариант такого кино, предпочитая исключительно второй.

Наказанный развратник
"Дон Жуан", Франция-Италия-Великобритания, 1979, Gaumont, Artificial Eye, режиссёр и автор сценария Джозеф Лоузи, композитор Вольфганг Амадей Моцарт

В 1979 году на экраны вышел фильм по величайшей опере Моцарта «Дон Жуан, или Наказанный развратник». Картина оказалась настолько уникальна, что попала в списки номинантов всех ведущих кинопремий Европы, включая Сезар, БАФТА и Давид ди Донателло. Так что же в ней такого необычного, почему я смело могу назвать её своим любимым фильмом в жанре фильма-оперы?

Во-первых, личность режиссёра. Много ли вам знакомо американцев, прославившихся в качестве британского кинорежиссёра за съёмки французских фильмов? Думаю, ни одного. Но такой имеется, и именно он снял того самого «Дон Жуана». Его звали Джозеф Лоузи. Родом из Висконсина, он начинал свою кинодеятельность на родине, однако, попав после обвинений в связях с коммунистами в 1951 году в маккартистский чёрный список, покинул США, переселившись в Великобританию. Все 50-е годы он был вынужден работать под псевдонимами даже в Англии, и из тени вышел лишь в 60-х. Его руке принадлежат уникальные картины, вошедшие в золотой фонд истории кинематографа – тревожно-натянутая и рвущая душу «Ева» с Жанной Моро, безупречно-тонкий, обезоруживающе-интеллигентный и чувственно-воздушный «Посредник» с Джули Кристи и Аланом Бэйтсом, мистически-таинственный и гнетуще-трагический «Мсье Кляйн» с Аленом Делоном. А на закате жизни и творчества Лоузи сделал один из лучших, если не вообще лучший, перенос оперы на экран – своего «Дон Жуана».

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Во-вторых, музыка. Точнее, её исполнение и запись. Оркестр в руках дирижёра Лорина Маазеля звучит, как обычно, не просто идеально, а гениально. Маазель был известным мастером находить в, казалось бы, уже всем давно знакомой музыке такие оттенки, краски и тона, которых раньше никто не слышал. В фильме каждая нота Моцарта звучит как-то особенно, звеняще и будоража. Превосходно прописанная звукооператорами дорожка добавляет сказочного удовольствия.

Небольшой фрагмент со съёмок фильма, где Лепорелло демонстрирует Донне Эльвире список любовных побед хозяина

В-третьих, собственно, солисты. Здесь все роли играют не просто настоящие оперные певцы, а звёзды мировой оперы тех лет, среди которых итальянец Руджеро Раймонди, бельгиец Жозе ван Дам, немка Эдда Мозер, испанка Тереза Берганса и новозеландка Кири Те Канава. И все они не просто прекрасно поют в кадре, но ещё и великолепно справляются со своими ролями как актёры. Примечателен и бессловесный и таинственный персонаж в исполнении Эрика Аджани, брата знаменитой французской актрисы Изабель.

Кадр из фильма, на переднем плане — Эрик Аджани
Кадр из фильма, на переднем плане — Эрик Аджани

В-четвёртых, антураж, в котором вся эта вкуснятина происходит. У Моцарта и да Понте место действия – Севилья. Лоузи перенёс действие в Венецию и её окрестности, вплоть до предместий Виченцы, превратив знаменитую виллу Альмерико Капра, более известную как Ротонда и выстроенную великим Палладио, в резиденцию Дон Жуана. Получается, действие фильма начинается в Венеции, потом плавно перемещаясь по сельской местности к Виченце на виллу. Для тех, кто соскучился по Италии, это великолепная возможность вновь оказаться там. Дышащие свежей зеленью луга, широкие и гладкие, как зеркала, каналы, математически идеальные парки и перехватывающая дух архитектура, и всё это на фоне потрясающей музыки и удивительной красоты голосов создают эффект полного погружения в происходящее. Порой даже кажется, что запах свежескошенной травы или волна сырости от льющего стеной дождя окутывают тебя.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В-пятых, невероятный дизайн костюмов и причёсок. Их придумала Аннализа Назалли-Рокка, успевшая поработать к тому времени на таких знаменитых проектах, как «Римские каникулы», «Розовая пантера» и «Джулия». Необычность и оригинальность костюмов и причёсок, представляющих своего рода кэмп на тему моды рококо, напомнили мне великолепного «Казанову» Феллини, однако работа Данило Донати имела больший уклон в сторону барокко, а в «Дон Жуане» мы видим совершенно иной, свежий взгляд на вещи, тяготеющий именно ко второй половине XVIII века с бесподобными вставками из века аж XVII. Такой микс – абсолютнейшая услада для глаз.

Знаменитая сцена соблазнения Дон Жуаном Церлины

Наконец, это, собственно, сам сюжет, который не имеет смысла пересказывать – историю с каменным гостем знают все. Наказанный развратник после соблазнения очередной деревенской простушки Церлины и сцен с переодеванием проваливается в ад, а остальные герои действа исполняют назидательный хор из разряда moralitè о том, как подобает себя вести в приличном обществе, чтобы не отправиться на встречу с демонами преждевременно.

Кадр из фильма — Руджеро Раймонди (Дон Жуан)
Кадр из фильма — Руджеро Раймонди (Дон Жуан)

Фильм Лоузи выигрывает как фильм-опера у всего остального, чтобы было снято в истории кино в этом жанре. Например, знаменитые фильмы-оперы Дзеффирелли при всей их ладности, правильности и академичности и наличии на экране мегазвёзд из серии Пласидо Доминго, Елены Образцовой и Терезы Стратас, слишком театральны, а порою даже скучны, «Борис Годунов» Жулавского перенапичкан намёками на КГБ и ГУЛАГ, а современные постановки «Травиаты» и «Тоски» 2000-2001 годов, хоть и снятые в естественных интерьерах Парижа и Рима, оставляют устойчивое послевкусие не кино, а телеспектакля. У Лоузи получилась живая, дышащая свободой и энергией, уносящая за горизонт картина, от которой ничего, кроме удовольствия, получить невозможно.

Собственно, само наказание развратника — сцена со статуей Командора

Смотрите больше разного кино и получайте от этого удовольствие!

Интересующихся музыкой приглашаю прочесть другие мои посты о знакомом и незнакомом Моцарте

Ты, Моцарт, недостоин сам себя

Мигранты и Моцарт

(c) petrus_paulus

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Четыре дня майских ушли на покрытие северного ската кровли, которая перезимовала будучи укрытой рекламными баннерами. К слову эти самые баннеры показали себя великолепно. Нигде ничего не протекло и не оторвалось. Итак поехали.. 1. Металлочерепица всю зиму лежала под снегом укрытая плен ...
Латынина признана иностранным агентом, а если пока нет, то ещё будет. Но речь не о том. Кто знает толк, оценит незаурядную и неудержимую женщину, «Латынина Юля — как снег в июле». Латынина умная, а потому не замужем. Проще всего выскакивают замуж самые глупые, они же редко разводятся, ...
Из-за морозов в -78 градусов по Цельсию в Норвегии замерзла рыба: стая "впечатана" в лед. Отразится ли захват траулера на работе мурманских рыбаков. Арестованный российский траулер "Новоазовск" не покинет Норвегию без гарантии оплаты в 21 тысячу долларов. Сегодня стало известно, что за ...
В Смоленске прошла школа-семинар молодых учёных «Методология и методика региональных исследований», посвящённая 190-летию со дня рождения общественного и государственного деятеля XIX века Якова Соловьёва (1820—1876). Проведение такого мероприятия ...
ankhesenamunnn from Unsplash " title="Photo by ankhesenamunnn from Unsplash " loading="lazy" /> Photo by ankhesenamunnn from Unsplash Встречу Нового Года не удалось ...