рейтинг блогов

Кастрат: это звучит гордо?..

топ 100 блогов petrus_paulus26.03.2021
Кастрат: это звучит гордо?..

В наши дни слово «кастрат» имеет исключительно отрицательный оттенок. Прекрасно помню, как в детстве на даче к нам приходил в гости дядя Вова. У дяди Вовы был магически низкий голос и традиционное для отечественного мужчины средних лет гигантское пузо. Когда по телевизору показывали шахматные схватки Карпова с Каспаровым, именовавшихся в народе Крабовым и Кальмаровым, дядя Вова презрительно фыркал в сторону экрана, выдавая неизменно одну и ту же фразу: «Опять этого кастрата показывают…». Имелся в виду, естественно, Карпов в силу своего слишком высокого и даже отчасти женского голоса.

Продолжая после «Амадея» Милоша Формана оперную тему в кино в рамках хэшмоба ЖЖ #любимыйфильм, не могу не остановиться на потрясающем и лучшем фильме об эпохе оперы барокко «Фаринелли-кастрат». Мне кажется, что он не просто лучший, а вообще единственный, рассказывающий подробно об истории музыки той эры. А эра была потрясающая…

Кастрат: это звучит гордо?..
"Фаринелли-кастрат", Бельгия-Франция-Италия, 1994, Vera Velmont, режиссёр Жерар Корбьё, авторы сценария Андре и Жерар Корбьё, композиторы Риккардо Броски, Георг Фридрих Гендель, Иоганн Адольф Гассе и Никола Порпора

Для тех, кто не в курсе – барокко охватывает в европейской культуре конец XVI века, весь XVII и первую половину XVIII века. Опера эпохи барокко немыслима без кастратов. Под них писались произведения, на них, как на нынешних поп и рок звёзд, ходила публика, ими восхищались, их боготворили. Этим певцам ещё в детстве удаляли семенные придатки, лишь заметив их голосистость и способность к пению. В звёзд вырастали и выучивались немногие, но если уж выучивались, то гремели по всей Европе, еле поспевая между Берлином, Лондоном, Веной, Санкт-Петербургом и Мадридом – кастратов ведь делали лишь в Италии. Они шли нарасхват, потому что кастратов было хоть и много, но качественных, с гениальным голосом – очень мало. Их голоса были гораздо выше, нежнее и мощнее женских и были способны ввести слушателя в транс, отчего тот мог и сознание потерять, и описаться, и даже получить инфаркт. Кастраты в ту пору определяли все тенденции и вкусы в европейской опере, и, если французы воспринимали их в штыки и не очень жаловали на своих сценах, то англичане с немцами ждали этих итальянских полубогов с распростёртыми объятиями. Кастраты правили оперой на протяжении всего XVII века и почти весь XVIII век, сойдя на нет лишь к его концу. Однако и Глюк, и Моцарт писали некоторые свои произведения специально для них. В XIX веке сочинительство партий для кастратов уже приняло облик эксперимента – на него решился, например, Россини, пригласив петь кастрата Веллути в своего «Аврелиана в Пальмире», и Мейербер, написавший партию для него же в «Крестовом походе в Египет». В наши дни эти партии исполняют контртеноры, но даже они с их ангельскими голосами не в состоянии передать той эмоции, которую умели вызвать настоящие кастраты.

Кадр из фильма — Гендель (Иерун Краббе) и братья Броски (Стефано Дионизи и Энрико ло Версо)
Кадр из фильма — Гендель (Иерун Краббе) и братья Броски (Стефано Дионизи и Энрико ло Версо)

В 1994 году в Бельгии сняли какой-то умопомрачительный фильм-байопик про самого именитого и прославившегося певца-кастрата Карло Броски, который выступал под сценическим псевдонимом Фаринелли. Работали они на пару с братом, которого звали Риккардо, причём работали на всех фронтах – и на сцене, и в постели. Для сцены Риккардо писал оперы, а Карло исполнял их. В постели Карло разогревал поклонницу, доводя её до экстаза (кастрат сохраняет полную способность к эрекции даже после операции, однако полностью утрачивает способность к оргазму и эякуляции, поэтому может «работать» с женщиной бесконечно), а Риккардо заканчивал дело, когда даме было уже всё равно, кто её партнёр. Несмотря на то, что это фильм-биография, вместе с тем это, как и «Амадей», фильм-сказка, прекрасная и красивая музыкальная фантазия, мало имеющая общего с истиной.

Есть правдивые моменты, как состязание Фаринелли с трубой, например, только вот происходило оно в реальности совершенно при иных обстоятельствах. Однако в целом происходящее на экране – вымысел. Гендель в исполнении потрясающего голландского актёра Иеруна Краббе, так стремящийся к знакомству и сотрудничеству с Фаринелли в фильме, никогда не был с ним знаком и даже никогда не виделся с ним. Ведь главной звездой его театра был другой, не менее великий и знаменитый кастрат, Сенезино (в миру Франческо Бернарди), для которого Гендель сочинил целых девятнадцать опер! Впоследствии Сенезино покинул Генделя и объединился с Фаринелли, создав свой оперный театр в Лондоне. Но в фильме об этом ни слова. В фильме Гендель вместе с Фаринелли совершают революцию в теории музыкальной драматургии и переосмысливают оперный театр, выводя его на новый уровень.

В реальности и Гендель, и Фаринелли действительно существенно реформировали драматургию оперы, но каждый в отдельности. При этом Фаринелли действовал в союзе с великим либреттистом Пьетро Метастазио, однако в фильме про это тоже ничего. Но зато там есть потрясающая история, сногсшибательная картинка и уносящая в космос музыка. Интерьеры и костюмы воссозданы до мельчайших подробностей, что полностью погружает зрителя в эпоху барокко. Голос Фаринелли, охватывавший три с половиной октавы, почти успешно смогли смоделировать лишь на две с половиной, но для фильма хватило и этого. Все вокальные партии для фильма были записаны двумя певцами, контртенором и сопрано. Потом их совместили на компьютере, попросив «допеть» верхние ноты, которые не мог взять контртенор, третью певицу – меццо-сопрано. Ведь несмотря на то, что кастрат – не вполне мужчина, в его голосе по-прежнему остаётся краска низкой маскулинности, которую может имитировать лишь контральто или меццо. Записи совмещали и чистили, доводя до совершенства, в течение семнадцати месяцев…

Это история славы и предательства. Будучи неразлейвода с братом, Карло неожиданно узнаёт, что был кастрирован в детстве по заказу Риккардо, а совсем не по медицинским показаниям, как убеждал его брат. Риккардо, увидев вокальные способности певшего в церковном хоре мальчика, осознанно пошёл на этот шаг, чтобы вырастить из него звезду и заработать кучу денег. Всё получилось, но правда, как обычно бывает, стала явью, отравив сладость вокальных побед Фаринелли. Да и музыку Риккардо писал, хоть и залихватски-активную, но до жути однообразную и скучную. Вот вам пример – ария из оперы Риккардо Броски «Гидасп» в исполнении американского меццо-сопрано Вивики Жено.

Но Фаринелли, как гений музыки и вокала, стремится к совершенству, поэтому расстаётся с братом, предавшим его. Фильм заканчивается под чарующей красоты арию из оперы Генделя «Ринальдо», на фоне которой мы видим и момент кастрации маленького Карло, и всю его жизнь, проносящуюся за один миг, и безумную овацию, которую ему устраивает зал. В реальности Фаринелли никогда не исполнял «Ринальдо», да и вообще ничего из сочинений Генделя. Но красивая и грустная история, рассказанная в таком фантазёрском ключе, лишь украшает реальность, создавая из неё колдовскую иллюзию. Ведь барокко – это мир иллюзий, красоты и тайны.

Интересующихся развитием оперного искусства и музыкального театра эпохи барокко приглашаю почитать два моих предыдущих поста на эту тему.

Найди 10 отличий: ликбез по опере эпохи барокко

Шоу-бизнес: технологии меняются, суть остаётся

Отдельный лонгрид по истории кастратов (с описанием технологии кастрации, физиологии происходящего после неё, системы обучения вокалу и индустрии бизнеса, связанного с этим) я выпущу несколько позже. Но обязательно сделаю)).

(c) petrus_paulus

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Хотя, конечно, очень хочется – два года выброшены из привычной и налаженной жизни, куда уж больше?.. Он обещал, что все закончится в 2022-ом году. Не кончится, увы: на смену омикрону идет новый гибридный штамм коронавируса – SARS-CoV-2 "дельтакрон". На этот раз с Кипра – ...
Молдавская ССР, Страшенский район, селение Кожушно 1965 год. ...
01 Это только кажется, что -25 вполне терпимая температура. В Питере мороз особенно ...
Когда сегодня Вольфыч разразился тирадой про то, что надо запретить твиттер в Госдуме, я вначале думал, что он под кайфом или с похмелья, потому что ни одному нормальному (хотя кто сказал, что Жирик нормальный?) человеку это в голову не ...
Центр Белграда кипит народом. Отовсюду гремит музыка, как электронная из колонок, так и исконная в исполнении цыганского оркестра медных духовых. Во дворе гимназии с углублённым изучением физики и математики вдумчиво водят хоровод — сухоплясом, музыканты ещё не подтянулись. Подозрительно ...