Париж, бомжи и путь к искуплению
petrus_paulus — 17.03.2021Вы любите кино про бомжей? Нет?? Я вот тоже как-то не очень. Однако в прошлом году судьба привела меня к одному фильму, который показал мне, что и такая тема может быть высоким искусством. Сказать, что этот фильм – мой любимый, я не могу. Однако я вообще не могу сказать, что у меня есть любимый фильм. Я не люблю никакой категоричности, поэтому с определённой долей недоверия отношусь к людям, которые безапелляционно заявляют, что ничего лучше «Иронии судьбы», «Кавказской пленницы» или «Гражданина Кейна» не существует. Последний случай – проявление горя от ума, первые два – скорее, горе от его дефицита. Но все три случая явно говорят о незрелости такого зрителя как Зрителя, ведь любая категоричность и максимализм – свойства либо неокрепшего рассудка, либо рассудка в стагнации.
Можно быть благодарным какому-то фильму за некое событие в вашей жизни, которое случилось благодаря его просмотру, можно просто влюбиться в картинку на экране и получать от её созерцания перманентное удовольствие, можно балдеть от фраз, придуманных сценаристами или сымпровизированными актёрами, но это совершенно не повод называть фильм любимым. Событий может быть несколько, красивых образов тоже, а сценаристы пишут за жизнь сценарий далеко не к одной картине, поэтому и фильмов у каждого человека – я просто уверен – любимых в жизни несколько. Так что в рамках хэшмоба ЖЖ #любимыйфильм я расскажу о нескольких картинах, которые действительно что-то изменили в моём сознании и повлияли в той или иной степени на ход моей жизни.
Рутгер Хауэр – удивительный актёр. Я убедился в этом, к сожалению, довольно поздно, когда у меня появилось время посмотреть его старые фильмы. В нашей стране его всегда знали, в основном, по боевикам и фантастике, столь популярным в своё время на видеокассетах – «Слепую ярость», «Бегущего по лезвию» и «Попутчика», думаю, смотрели если не все, то многие. В советском прокате имелся его фильм «Редкая порода», который тоже не раскрывал Хауэра как одарённого актёра в полной мере. Но, когда я пересмотрел добрую половину его старых голландских фильмов, где он молодой и задорный, чувствует себя в родной стране как рыба в воде и выдаёт такой энергетически заряженный актёрский класс – я полностью изменил своё мнение о нём. А в году минувшем он меня просто раздавил своей ролью в почти неизвестном в России фильме «Легенда о святом пропойце».
Это экранизация повести австрийца Йозефа Рота. К просмотру меня побудил Золотой Лев, полученный фильмом в Венеции в 1988 году. Смотреть его я сел поздно вечером и довольно уставшим в надежде на то, что после минут сорока-пятидесяти остановлюсь и пойду спать, чтобы досмотреть завтра. В итоге и сон, и усталость сняло как рукой, и все два с лишним часа я просидел у экрана, не отрываясь и почти открыв рот (а может, и правда открыв – свидетелей нет). Режиссёр Эрманно Ольми, про которого я знал лишь благодаря футбольному альманаху, сделанному к чемпионату мира 1989 года, в котором он снял одну из новелл наряду с Антониони, Дзеффирелли и Бертолуччи, окунул меня в мир парижских бомжей, от которого я, на удивление и совершенную неожиданность, получил какое-то поистине катарсистическое наслаждение.
Хауэр играет силезского шахтёра Андреаса, совершившего случайное и невольное убийство, отсидевшего за него и теперь бомжующего на набережных Парижа. Однажды неожиданно к нему подходит великолепно одетый господин и предлагает двести франков. Просто так. Чтобы Андреас смог начать новую жизнь, обрести её смысл. У господина лишь одно условие – эти двести франков он должен вернуть, когда встанет на ноги, в церковь святой Терезы в качестве подаяния и исключительно в воскресенье во время литургии. С этого момента с бродягой начинают происходить странные события – пойдя в кафе, чтобы позавтракать впервые за много лет как белый человек, он неожиданно встречает там человека, который предлагает ему работу. Двести франков начинают расти как на дрожжах, жизнь вчерашнего бомжа превращается в какой-то бурный и яркий карнавал. Ему являются люди, которых он не видел много лет – его бывшая невеста, защищая честь которой он угодил в тюрьму, бывший одноклассник, ставший знаменитым боксёром, бывший приятель-шахтёр… И каждый раз, увеличивая свой капитал с двухсот франков в разы и уже на полпути в церковь, к воскресенью он всегда попадает в ситуацию, которая вновь ведёт его к беспробудному пьянству и потере всех денег. Он вновь просыпается нищим и помятым на набережной Парижа. И вновь после этого случай приносит в его руки деньги, которые он чудом преумножает и опять теряет к воскресенью. Это как замкнутый круг, в котором ему постоянно подсовывают людей, вынуждающих его сорваться и пропить всё до гроша.
Герой Хауэра понимает, что это испытание, посланное ему свыше, когда однажды утром на набережной, проснувшись после очередного загула, он видит девочку, сокрушающуюся о том, что он совсем о ней позабыл. Нужно видеть глаза Хауэра в этот момент… Там читается столько эмоций, что такое сыграть под силу далеко не каждому. Он понимает, что эта девочка – святая Тереза, напоминающая ему о его пути. Пути искупления и спасения души. Ему дали последний шанс раскаяться и очистить себя от греха, а он по-прежнему продолжает идти на поводу у своих страстей. Как обезумевший, начинает метаться по Парижу Андреас в поисках того таинственного господина, что дал ему денег, и неожиданно встречает его, пытаясь узнать кто он и зачем так поступил. Но господин делает круглые глаза, всё отрицает и бежит от него, как от психопата. Поэтому он решает не отдаляться от нужной ему церкви, чтобы уж наверняка попасть в неё в условленный срок. Он даже посещает её накануне воскресенья, слушает литургию, бережно храня заначку с искомой суммой. Но миссия так и остаётся невыполненной – видя в кафе напротив церкви ту самую девочку, он умирает прямо на паперти, так и не успев войти внутрь. В руке у него находят зажатыми двести франков.
Отпущены ли были ему его грехи? Прошёл ли он путь своего искупления? Справился ли он с теми последними испытаниями, посланными ему в жизни? Увлёк ли его карнавал жизни окончательно в бездну греха или, наоборот, помог осознать богоподобность людской натуры? Так ли важно было вернуть эти деньги или желание и готовность вернуть их важнее? Ответ каждый Зритель ищет сам, поскольку кино многослойное и во многом иносказательное. Не люблю определение «притча», но здесь определённо от неё что-то имеется. Рассказывать в деталях нет смысла – нужно смотреть. И в первую очередь благодаря не прекрасному и уютному даже для бомжей Парижу, а великолепному Рутгеру Хауэру, показавшему себя здесь настоящим превосходным Артистом. Я изменил своё отношение после этого фильма к некоторым вещам, и теперь вижу, что мне это очень помогло.
Смотрите больше отличного кино!
(c) petrus_paulus