Чапельник как пример киберпутинской цифроэкономики


Сначала я хотел написать про что-то высокотехнологичное, про ***** или про ***** ****, но к сожалению цензоры ЖЖ запрещают писать про это, считая пост рекламным, по этому я взял в качестве примера абстрактную вещь.
Раньше, в нашей старой, теплой и ламповой экономике, до прихода в нее холодной цифры, заурядному бизнесмену было довольно легко организовать работу сотрудников. Например, с помощью станка и заготовок сотрудник делал чапельники. Можно было легко спланировать, сколько, как и чего закупать, оценить эффективность сотрудников и понять, сколько человеко-станков нужно для обеспечения чапельниками очередного тендера.
С приходом цифровой экономики все изменилось. Обычным чапельником нынче бизнес не сделать, в ход идут такие вещи как корпоративные программные диковины. Что это за звери такие?
На самом деле ничего сложного. Просто теперь люди хотят покупать чапельники напрямую, от производителя, через интернет-магазины. И еще они хотят, чтоб чапельнки были чуть разнообразнее — окрашены разными цветами. И вот тут помогает корпоративная программная диковина или сокращенно КПД:
Покупатели оформляют заказы в интернет-магазине, а информация о выбранном цвете передается сотрудникам: сегодня нужно 3 зеленых и 7 красных чапельников. Информация может быть на экране дисплея или в виде SMS на телефоне сотрудника. Суть одна — КПД служит для повышения коэффициента предпринимательской деятельности, сокращенно КПД.
Грубо говоря, чем выше КПД, тем больше преимуществ у бизнесмена есть перед конкурентами. И если раньше КПД зависел от КПД сотрудников, то теперь КПД зависит от КПД. Я вас запутал? Надеюсь, что да. Не волнуйтесь, сейчас я все обстоятельно расскажу:
Предположим, что мы находимся в прошлом и имеем три станка по производству чапельников и трех сотрудников, которые их клепают. У каждого сотрудника есть свой коэффициент полезного действия — КПД. Мы берем тендеры на выпуски сотни тысяч чапельников и делаем их. Потому что у нас нет конкурентов в чапельном бизнесе — на весть бывший СССР был один чапельный завод, который мы и приватизировали. Наш КПД — это скорость производства чапельников.
А теперь переходим в настоящее. Кругом куча чапельных конкурентов, успех бизнеса уже зависит не от скорости производства чапельников, а от скорости обработки сложной цепочки — заказ в интернет магазине, обработка, изготовление, покраска, упаковка и отправка.
Как видно из цепочки, цифровой бизнес больше нуждается в быстрой обработки заказа — клиент получает чапельник по почте наложенным платежом и деньги приходят к нам только после этого. Чем быстрее будем обрабатывать заказы — тем больше денег заработаем.
По этому смело меняем два чапельных станка на лако-красочный и оберточно-упаковывающий. Отлично, первый шаг к цифровой экономике или сокращенно — цифроэкономике. Сложность в том, что можно быстро наштамповать кучу чапельников, но вот после покраски и лакировки сохнут они довольно долго. Необходимо иметь запас, который будет пополнятся в случае расходов. И тут мы сталкиваемся с самой первой задачей цифрономики — с прогнозом предпродаж ценностей или сокращенно ППЦ.
Что еще за ППЦ, спросите вы. Тут все очень просто. В одной из серий забавного мульсериала «Рик и Морти», герои смотрят передачу про изготовление плюмбусов — выдуманного предмета выдуманных инопланетян. Кстати — я очень не похож на старика ученого Рика. Так вот, просмотрев серию, я почему-то захотел купить себе плюмбус. Просто так, как украшение интерьера. И знаете что? Разумеется, плюмбусы продавались только в одном интернет магазине! ППЦ! Настоящий ППЦ — предугадать продажи ценностей и сделать эти ценности готовыми до того, как в голову покупателя придет мысль их купить!
А теперь вы спросите, какое отношение корпоративные программные диковины? Самое прямое! Так как успех бизнеса зависит от ППЦ, то для успешных прогнозов запаса неокрашенных чапельников и соотношений покрашенных в виде красных к зеленым, нам и нужны эти КПД, которые диковины. Для расчета запаса и анализа трендов на ППЦ.
Ну хорошо, скажите вы, допустим есть программы для прогнозов хранения и сканирования популярные ресурсы интернета в поисках разных ттрендов, и что тут такого?
В принципе ничего особенного, кроме того, что все эти готовые программы несколько не подходят под ваши особенности, а их разработчики не заинтересованы в их доработках под ваши желания. И как тогда заполучить заветные КПД, которые диковинки?
Разумеется выход один — нужны программисты. Результатом работы программистов как раз и является та самая диковинка, которая возникает в преобразовании их исходного кода. Некоторые называют это артефактом, но я стараюсь по возможности не использовать англояцызмы, так что доброе старое русское слово диковинка — тут в самый раз. Кстати слово берет свое основание не в «дикости», а в «диве». Дива — это «чудеса» на старославянском и современном украинском. Знаете как будет «чудак» на украинском? Правильно — «дивак»! Ладно, вернемся к нашему бизнесу.
С обычными сотрудниками у рядового бизнесмена проблем в общении нет, все стараются, чтоб у них все было комфортно и без вреда работе.
С программистами, в силу их специализации, все очень сложно. Им постоянно приходится решать очень сложные задачи, по этому программисты зачастую могут поступать самым причудливым и непредсказуемым образом. Например, обычные способы мотивации, которые годятся для рядовых сотрудников, зачастую не действуют на программистов вообще.
Впрочем, такие загвоздки случаются в самом начале: с приема программистов на работу. За свою карьеру я проводил несколько тысяч интервью с программистами, и, понимая важность этого процесса, я всегда подходил к делу серьезно. Я читал программистскую литературу, ходил на различные компьютерные курсы, сам немного программировал. И вот, что я хочу вам доложить по итогам моих структурированных выводов на основе собственного опыта.
Лучше всего — профессиональные программисты. Все прочие — стрессоустойчивость, внешний вид, образование, возраст — второстепенные. Хороший профессионал с недостатками социализации обычно принесет больше пользы, нежели коммуникабельный дилетант.
Таким образом на собеседованиях разумно проверять в первую очередь именно профессионализм. Именно проверять, а не обсуждать. Однажды я принял на работу замечательного сисадмина — он очень убедительно разговаривал со мной на разные компьютерные темы. Однако потом оказалось, что сисадмин страдает перфекционизмом в острой стадии, из-за которого он делает все очень и очень долго. А бизнес на месте не стоит.
Если бы вместо болтовни я бы поручил тому сисадмину провести показательную базовую настройку сервера и засек время, то, пожалуй отказал бы ему, не смотря на его знания.
Как именно рядовому бизнесмену самостоятельно проверить на собеседовании профессионализм — это уже другой вопрос. Например, многие бизнесмены ошибочно полагают, будто программист им по умолчанию должен, и что они могут издеваться над ним на собеседовании так, как им хочется. Отчасти они правы — если зарплата адекватна мировому рынку, кого-нибудь они найдут в любом случае. Однако при этом самые лучшие кандидаты отсеются на первоначальном этапе: когда им предложат бесплатно пройти двухчасовой тест или, скажем, попросят их изменить функционал в незнакомом проекте.
Представьте себе, что вы покупаете квартиру. Вот вы обзвонили риэлторов, потребовали у них подъехать к вашему офису в удобное вам время, а потом заставили писать сочинение на тему «почему я должен купить именно вашу квартиру». Как полагаете, что вы купите в результате?
Правильно — квартиру у которой есть серьезные дефекты, о которых вам просто не сообщили, только бы сбагрить с рук этот неликвид.
Так и на собеседовании. Бессмысленные издевательства отсеивают самых лучших кандидатов — тех, у кого есть выбор, куда идти. Поэтому к приему программистов стоит отнестись столь же серьезно, как и к собственному бизнесу.
В прочем, издеваться над программистами нельзя вообще, и не только на собеседованиях. Вот представьте, у вас есть программист, который каждый раз опаздывает на полдня, но отлично делает свою работу. Вы конечно можете его штрафовать за опоздания, но окончится все это тем, что вместо него будет работать аникейщик, который приходит вовремя и не может написать программный код.
Сейчас вы спросите меня, ну и что это только что было, куда я потратил десять минут своей жизни? Ну конечно же на рекламу! На рекламу найма программистов! Я просто угараю по программистам! Нанимайте программистов, нанимайте как мы, нанимайте лучше нас! Программисты! Найми и почувствуй кайф!
P. S. О том как правильно найти программиста и не пользоваться услугами HR — я напишу в следующий раз.
Оригинал размещен на Чапельник как пример российского цифроэкономики