(Ч252) Скупой распорядитель собственной жизни устраивает френдоцид
ifc — 27.07.2024В продолжение темы приобретения тайного энергетического богатства.
Регулярно сталкиваясь в этих ваших и наших интернетах с ситуацией подвида "любитель бокса по переписке бросает вызов топикстартеру", я таки понимаю мотивы тех занятых людей, о которых коллега Мараховский декаду назад писал, что они весьма избирательно тратят своё время на "социальный капитал", ибо:
- Люди ценят своё время тем ниже, чем ниже ценят себя самих.
Посмотрите на то, КАК человек распоряжается своим временем - и узнаете, во что он себя ставит. В человеческой жизни очень мало законов, но этот, пожалуй, нерушим.
Уточнение: другое дело, что мы никогда не должны путать «что человек делает» с «чем его занятие кажется нам». Автор знаменитой формулы «Don’t worry, be happy», индийский мистик по прозванию Мехер Баба, десятилетиями молчал и драил нужники, но считал себя божественным воплощением - и, весьма вероятно, драил именно потому, что считал себя им.
И напротив: из двух самых потно занятых коллег, что мне доводилось видеть в своей жизни, вечно уставившихся в монитор или телефон с нахмуренно-сосредоточенным видом, один занимался поиском англоязычных мемов на 9gag, чтобы сплагиатить, а второй судорожно переписывался с девицами.
<...>
Я прочёл относительно недавно исследование (никак не могу найти ссылку), согласно которому преуспевающие люди отличаются от непреуспевающих типом своей жадности. Грубо говоря, богатые более щедры финансово, отстёгивая в помощь ближним больший процент своего дохода, чем бедные - но зато куда более прижимисты в отношении времени: вдумчивой долгой компании от них не допросишься. Им дичайше жалко своего внимания, они его людям не уделяют - и тем самым поддерживают устоявшееся мнение о своей бессердечности.
Причины обоих отклонений от среднего значения очевидны. Человек небогатый (в самом общем случае - работник за зарплату, счастливо выкидывающий работу из головы вместе с офисом, то есть пребывающий вне трудовых забот 128 из 168 часов в неделю) переводит свои усилия на поддержание и приумножение социального капитала в своей среде, выражаемого в посиделках (опять-таки в самом общем случае).
Человек же, занятый своим делом на высоких оборотах, на социальный капитал тратится иначе. То есть даже тусуясь где-нибудь, он обычно соединяет это с пользой делу, как он её видит. Отсюда, между прочим, и явление «профи собираются на шашлык и давай трещать о работе». Это воспринимается (и ехидно комментируются супругами) обычно как профессиональная деформация и невозможность расслабить булки мозга, а на самом деле это - для фанатов - и есть отличный отдых. Они наконец получают возможность поговорить о любимом деле не в режиме непосредственного разруливания задач, а немного отступив от холста, медитируя на штрихи и ещё не заполненную часть полотна, советуясь с коллегами-экспертами.
От себя добавлю, что существует (ув. друзья легко могут припомнить по опыту собственных наблюдений) железная обратная зависимость между жизненной состоятельностью ув. современников и уровнем пустого, нефункционального хваствовства, озвучиваемого ими в компаниях.
Оказавшись в любой компании - подчеркну, в любой - вы легко вычислите там самого главного лузера: он будет громче всех рассказывать о своём статусном величии и о том, как он пил с мэром, работал с министром, ручкался с Путиным и ловил рыбу с Мишустиным.
Та же внутренняя душевная механика стоит за знаменитым явлением «самая толстая девушка в компании громче и грубее всех рассказывает про свои сексы».
Не следует думать, что в том, что называется по-настоящему дружеским времяпровождением, вовсе нет никакой коммерции. Она есть - просто осуществляется на том уровне и в той валюте, какие в ходу в данной конкретной среде.
Социальная валюта имеет множество лиц и воплощений. Порой это милый психотерапевтический петушкокукушкинг. Порой формы куда более жёсткие, принимающие формы всяких треугольников карпмана, созависимостей, спасательства-жертвенности и пр.
Наконец, если мы захотим увидеть самый циничный, ужасный и унизительный пример социального торжища - то мы должны отправиться на вечер поэзии, или в бар одиноких стендаперов, или в караоке - словом, в любое место, где выступающие являются также и публикой. Вот где происходят самые циничные обмены имитацией признания, ибо у каждого в глазах светится языческое do ut des, я тебе аплодирую, так что и ты мне аплодируй.
…Люди, ценящие себя (то есть то, чем живут, дышат и заняты) - ценят и свою проекцию на время. Люди, собой в действительности помыкающие - помыкают и своим временем как золушкой.
<...>
В подавляющем большинстве мы все, ув. друзья, имеем довольно отвратительный биографический опыт в части воспитания нашего уважения к собственному времени.
В подавляющем большинстве наши биографии - это истории преодоления тех ценников, которые на нас и наше время кропотливо навешивались ближними.
Включая тех ближних, которым вроде бы сам Бог велел, напротив, воспитывать в нас уважение к времени.
Слишком многие из нас слышали с юных лет «ты ж всё равно ничем полезным не занят (а)».
Слишком многие из нас слышали от близких и даже плюс-минус родных «пока ты бьёшься своей рыбой об лёд, сын моей подруги уже стал XYZ и помогает».
Слишком многих из нас буквально с работы как из садика забирали, чтобы отвезти прополоть грядки / починить забарахлившего слона / составить компанию в магазине, потому что «ой я вас умоляю, устало дитятко, ты ж всё равно на своей работе фигнёй маешься».
Слишком многим из нас, я повторяю это, вкручивали годами, что наша популяционная ценность ничтожна, что перспектив у нас нет (откуда перспективы у такой дурочки / такого лошары как ты), и что наше время - это, простите, шлюха общего пользования, отказы от которой не принимаются.
Наконец, к слишком многим из нас применяли множественные и зачастую довольно хитроумные способы обнуления наших результатов.
- Первое место получил? Ну молодец, сунь к остальным дипломам.
- А почему не пять?
- Это классно, что ты заслужил где-то признание, пока я тут не разгибаюсь и обеспечиваю успехи великого тебя. Кстати, как там с заданием, которое ты на прошлой неделе получил. Что, неужели мы забыли. Ах да, ну как же, ведь у нас есть дела поважней, у нас есть признание каких-то [вымарано цензурой].
- Вот ты думаешь, что ты поймал удачу за хвост, а на самом деле ты дурак. Потому что кто ты без (меня/нас/Васи/коллектива/начальника, который к тебе благоволит).
- …[А я обиделась]. Да нет, ничего. Всё классно, я за тебя радуюсь. Ничего.
-…
Отклеивать от себя таких ближних - задача тем более трудная, чем больше у нас запасов природной мягкости, эмпатии и ненависти к конфликтам. Всякий разрыв с такими оценщиками (а разрыв - единственное порой лечение) кажется нам в запущенных случаях мини-апокалипсисом, и мы зачастую десятилетиями верим, что послав людей, помыкающих нами прямо и косвенно, в бан - мы их погубим.
В итоге нам бывают нужны специальные авторитеты, которые бы вышли и сказали:
- Василий! Относитесь к себе как к человеку, которому вы тоже кое-что должны (Дж. Питерсон).
И это звучит откровением и звякает падающими оковами, потому что воспитание отрицательной субъективной ценности зачастую даже в самых больших трудоголиках приводит к тому, что они испытывают чувство вины (!), покупая рубашку (!) себе (!!!).
…Из сказанного следует практичный вывод.
Если мы тратим своё время, по собственному же честному признанию себе, на всякую фигню - это во всех случаях сигнализирует нам о том, что мы низко ценим себя.
И осознав это - мы должны с максимальной скрупулёзностью исследовать природу этой низкой оценки себя.
Ибо она может быть и объективной - если мы действительно не используем выделенное нам ув. Провидением бытие по прямому назначению.
Но низкая цена нашей жизни может быть (и весьма часто бывает) также и ложной - результатом наведённой, воспитанной окружающими, вкрученной привычки считать, грубо говоря, что наши нужды фигня по сравнению с чужими хотелками.
И если в первом случае нам пора бы взяться за ум, найти себе инстанцию, одобрение которой будет означать также и пользу для нас, и от души стараться его заслужить,
то во втором случае нам требуется категорический френдоцид. Ибо люди, которые пренебрегают нашим временем - пренебрегают в его лице и нами. И это закон.
Необходимо помнить, что время - это категория человеческая. Оно не существует в отрыве от нашего сознания и восприятия. Время есть проекция человека на действительность. Мы можем его только убавить, но никак не растянуть - потому что оно и есть мы.
И поэтому мы должны обращаться с ним благоговейно, ибо оно такой же подарок нам, как и мы сами.
Единственное, в чём я не согласен с коллегой: словосочетание "тип жадности" применительно к описанному явлению некорректно. Ибо жадность - это претензии на чужое (см. известный монолог Кирпича о владельцах свиноферм и их питомцах из кинофильма островного рептилоида Гая Ричи "Snatch!"), тогда как бережное отношение к своему - зовётся термином "скупость". Из чего следует, что отличия в манере поведения преуспевающих и непреуспевающих людей следует именовать "типом скупости".
И применительно к обсуждаемому вопросу переход от одного типа скупости к другому, сопровождаемый изменением методики оценки наживаемого нами "социального капитала", требует идентификации тех, кто старается присвоить наше время. То есть, по факту, присвоить и нас самих.
Что имеет прямое отношение к теме личных границ - и чему посвящён сегодняшний пост на тему практического человекостроения.
|
</> |