Неодобряемые гадкие утята предпочитают настоящую экстраординарность поддельной

топ 100 блогов ifc23.07.2024 делай как я

В продолжение темы здоровой маргинальности.

Прочитав сегодня поутру ответ коллеги Мараховского на вопрос одного из подписчиков, касавшийся методов оберегания подрастающего поколения от влияния всякого "престижного в подростковой среде", живо вспомнил собственный опыт школьной неодобряемости и попыток изменить ситуацию.

Процитирую коллегу:

<...> Все‏ ‎случаи‏ ‎удачного‏ ‎взросления, ‎что ‎лично ‎мне ‎доводилось‏ ‎видеть, ‎делятся ‎на‏ ‎две‏ ‎основные ‎категории.

Первая: родители‏ ‎искренне ‎служат ‎своим ‎большим‏ ‎ценностям ‎и ‎впечатляют‏ ‎своих‏ ‎детей ‎этим‏ ‎настолько, ‎что‏ ‎дети, ‎повзрослев ‎и ‎пережив ‎свой‏ ‎демонический‏ ‎идеализм,‏ ‎идут ‎по‏ ‎их ‎стопам.‏ ‎Да, ‎в‏ ‎XXI‏ ‎веке. ‎Да,‏ ‎прямо ‎династиями.

Вторая: дети ‎растут ‎как ‎чертополох,‏ ‎ибо ‎у‏ ‎родителей‏ ‎нет‏ ‎для ‎них ‎ни ‎достаточного‏ ‎количества ‎времени,‏ ‎ни ‎достаточного‏ ‎количества‏ ‎любви,‏ ‎ни ‎ценностей, ‎за ‎которые ‎стоило ‎бы ‎биться. ‎Но ‎дети‏ ‎выживают‏ ‎- ‎и, ‎повзрослев ‎и‏ ‎растратив ‎демонический‏ ‎идеализм, ‎отыскивают‏ ‎себе‏ ‎методом‏ ‎проб ‎и‏ ‎ошибок ‎собственные ‎ценности ‎-‏ ‎которым ‎упёрто‏ ‎служат‏ ‎и‏ ‎впечатляют ‎уже ‎своих ‎детей.

Обе ‎эти‏ ‎категории ‎объединены ‎одним‏ ‎интересным‏ ‎качеством: ‎эти‏ ‎дети ‎обладают ‎искусством ‎и‏ ‎опытом ‎маргинальности. ‎Они,‏ ‎так‏ ‎сказать, ‎закончили‏ ‎хогвартс ‎маргинальности‏ ‎и ‎получили ‎свои ‎дипломы ‎маргиналов‏ ‎восьмого‏ ‎разряда.

И‏ ‎здесь ‎необходимо‏ ‎пояснить, ‎что‏ ‎есть ‎маргинальность‏ ‎здорового‏ ‎человека ‎(и‏ ‎чем ‎она ‎отличается ‎от ‎маргинальности‏ ‎курильщика).

Тот, ‎кого‏ ‎принято‏ ‎именовать‏ ‎«школьным ‎омежкой», ‎обычно ‎не является‏ ‎маргиналом. ‎Напротив,‏ ‎школьный ‎омежка‏ ‎встроен‏ ‎(насильственно,‏ ‎разумеется) ‎в ‎дружный ‎коллектив. ‎Он ‎именно ‎«бедный ‎и ‎его‏ ‎устраивает».‏ ‎Он ‎объект ‎издевательств ‎и‏ ‎травли ‎-‏ ‎но ‎при‏ ‎этом‏ ‎он‏ ‎контрагент издевательств. ‎Он‏ ‎не ‎оказывает ‎сопротивления, ‎когда‏ ‎у ‎него‏ ‎отнимают‏ ‎шапку‏ ‎и ‎начинают ‎ею ‎перебрасываться: ‎он‏ ‎либо ‎ловит ‎шапку,‏ ‎либо‏ ‎стоит ‎и‏ ‎бубнит ‎ну ‎отдайте. Он ‎даже‏ ‎не ‎жалуется ‎взрослым‏ ‎-‏ ‎потому ‎что‏ ‎ценит ‎ту‏ ‎степень ‎социализации, ‎что ‎у ‎него‏ ‎есть.‏ ‎Его‏ ‎организм ‎полон‏ ‎кортизола, ‎и‏ ‎он ‎находит‏ ‎отдохновение‏ ‎в ‎лучшем‏ ‎случае ‎в ‎ботаническом ‎кружке, ‎а‏ ‎в ‎худшем‏ ‎-‏ ‎в‏ ‎просмотре ‎аниме.

Маргинал ‎здорового ‎человека‏ ‎не ‎сотрудничает‏ ‎и ‎нарушает‏ ‎правила. Он‏ ‎тоже‏ ‎зачастую ‎слаб, ‎асоциален ‎и ‎не ‎имеет ‎друзей ‎- ‎но‏ ‎он‏ ‎не ‎сотрудничает. ‎У ‎него‏ ‎тоже ‎можно‏ ‎отнять ‎шапку‏ ‎и‏ ‎начать‏ ‎ею ‎перебрасываться‏ ‎- ‎но ‎он ‎не‏ ‎ловит ‎её‏ ‎и‏ ‎не‏ ‎нудит, ‎а ‎бросается ‎на ‎ближайшего‏ ‎обидчика. ‎Он ‎идёт‏ ‎на‏ ‎карате, ‎на‏ ‎бокс ‎или ‎в ‎качалку,‏ ‎чтобы ‎бросаться ‎эффективней‏ ‎(и‏ ‎его, ‎пару‏ ‎раз ‎поколотив,‏ ‎оставляют ‎в ‎покое, ‎окружая ‎облаком‏ ‎игнора).‏ ‎Он‏ ‎получает ‎оферты‏ ‎от ‎почтенного‏ ‎опчества послужить ‎ему‏ ‎шутом‏ ‎- ‎но‏ ‎раз ‎за ‎разом ‎отвергает ‎их.

Если‏ ‎маргинал ‎не‏ ‎слаб‏ ‎-‏ ‎то ‎отвоёвывает ‎себе ‎право‏ ‎на ‎изгойство‏ ‎быстрей, ‎и‏ ‎вся‏ ‎травля‏ ‎его ‎сводится ‎к ‎общественному ‎игнору ‎и ‎периодическим ‎констатациям ‎за‏ ‎глаза,‏ ‎что ‎«есть ‎у ‎нас‏ ‎Вася, ‎он‏ ‎неадекват ‎и‏ ‎позор‏ ‎нашего‏ ‎класса, ‎но‏ ‎связываться ‎с ‎ним ‎не‏ ‎надо. ‎Не‏ ‎трогай‏ ‎[копролит],‏ ‎не ‎будет ‎вонять». ‎Ибо ‎ув.‏ ‎коллектив ‎- ‎организм‏ ‎мощный,‏ ‎но ‎тоже‏ ‎трусливый. ‎Никто ‎не ‎дразнит‏ ‎собак, ‎кусающихся ‎в‏ ‎ответ.

Я‏ ‎привёл ‎сейчас‏ ‎довольно ‎экстремальный‏ ‎пример, ‎но ‎суть ‎понятна ‎(и‏ ‎работает‏ ‎не‏ ‎только ‎в‏ ‎школе, ‎но‏ ‎и ‎во‏ ‎взрослой‏ ‎жизни). ‎В‏ ‎молодой ‎душе ‎должен ‎иметься ‎критический‏ ‎запас ‎своей‏ ‎собственной‏ ‎априорности,‏ ‎и ‎если ‎она ‎бесит‏ ‎заднюю ‎парту‏ ‎- ‎то‏ ‎что‏ ‎ж.

Разумеется,‏ ‎быть ‎маргиналом ‎тяжело ‎и ‎неприятно ‎и ‎никто ‎не ‎хочет.‏ ‎И,‏ ‎разумеется, ‎ребёнок ‎обязательно ‎попробует‏ ‎показать ‎фак‏ ‎родительским ‎ценностям‏ ‎и‏ ‎окунуться‏ ‎в ‎жизнь‏ ‎выбранной ‎им ‎среды.

Но ‎если‏ ‎то, ‎чем‏ ‎занята‏ ‎эта‏ ‎среда, ‎ему ‎на ‎деле ‎чуждо,‏ ‎скучно ‎и ‎противно‏ ‎и‏ ‎не ‎вознаграждает‏ ‎его ‎самомнение ‎- ‎то‏ ‎он ‎возвратится ‎к‏ ‎своим‏ ‎ценностям. ‎Не‏ ‎завтра, ‎так‏ ‎через ‎годы.

Детей ‎нельзя ‎уберечь ‎от‏ ‎дофаминовых‏ ‎ловушек‏ ‎- ‎но‏ ‎их ‎можно‏ ‎населить ‎знанием‏ ‎о‏ ‎том, ‎что‏ ‎из ‎себя ‎представляют ‎эти ‎ловушки,‏ ‎к ‎чему‏ ‎они‏ ‎ведут‏ ‎и ‎почему ‎мнение ‎задней‏ ‎парты ‎пренебрежимо‏ ‎ничтожно. ‎Детям‏ ‎можно‏ ‎объяснить,‏ ‎что ‎папа/мама ‎представляют ‎собой ‎то, ‎что ‎представляют, ‎потому, ‎что‏ ‎пренебрегли‏ ‎мнением ‎задней ‎парты. ‎Не‏ ‎для ‎того,‏ ‎повторюсь, ‎чтобы‏ ‎дети‏ ‎пренебрегли‏ ‎этим ‎мнением‏ ‎сейчас ‎- ‎а ‎для‏ ‎того, ‎чтобы‏ ‎им‏ ‎было‏ ‎к ‎чему ‎возвратиться ‎с ‎накоплением‏ ‎шишек ‎и ‎шрамов.

Для‏ ‎этого,‏ ‎правда, ‎нужно‏ ‎действительно ‎представлять ‎собой ‎то,‏ ‎чем ‎хочется ‎быть.‏ ‎Это‏ ‎требует ‎огромного‏ ‎труда ‎-‏ ‎как ‎и ‎передача ‎детям ‎представлений‏ ‎о‏ ‎том,‏ ‎чем ‎занимаются‏ ‎папа ‎с‏ ‎мамой. ‎Но‏ ‎это‏ ‎уж ‎самим‏ ‎взрослым ‎решать, ‎любят ‎ли ‎они‏ ‎своих ‎детей‏ ‎достаточно,‏ ‎чтобы‏ ‎прилагать ‎к ‎ним ‎труд.


Что тут хотелось бы.

Имея опыт маргинальности обоих описанных в цитате подвидов, и осилив эволюционировать от первого подвида ко второму, я научился сопротивляться давлению социальной среды. И во многом именно этому обязан тем, что бацилла свидомого нацизма прилипла ко мне в период жизни вна совсем ненадолго. После чего была отторгнута мной в пользу дальнейшего развития межушного нервного ганглия - пока другие люди моего возраста успокоились и "начали жить".

Жизнь их была одобряемой со всех сторон: начиная с 90-х было модно держать ногу на блатной педали, мутить, крутить, понтоваться, упарываться алкоголем и веществами, ругать клятых москалей и подчёркивать своё превосходство над ними etc.

До чего оная жизнь довела множество граждан Украины, превратившейся в Рагулистан - вы знаете и сами. Те, кто жаждал одобрения, сейчас с высокой вероятностью бегают от военкомов и сотрудников ТЦК (я, кстати, мог бы написать некоторым, кто бегает, и спросить - чего же они не идут воевать против москалей за Крым, но не делаю этого, предпочитая сохранять недоступность - то есть положение, когда я знаю, как найти кого-то через тырнет и могу сделать это в любой момент, тогда как найти меня в ответ этот кто-то не может).

Все эти люди в той, домайданной жизни (и ещё несколько лет после перемоги рагульского путча - вплоть до начала СВО) жили намного лучше меня. Ощущали свою успешность etc.

Теперь же роли поменялись. И потому когда я читаю у того же коллеги всякое на тему достижения успехов, то всегда держу в уме, что следует продолжать идти собственным путём, а не следовать громким призывам подвида "делай как я". Ибо прав камрад Иван, сформулировавший то, что регулярно цитирует коллега Виктор:

<...> Ув. ‎Кримсон‏ ‎Альтеру‏ ‎принадлежит‏ ‎генеральная ‎формула ‎«нельзя ‎получить‏ ‎экстраординарные ‎результаты‏ ‎ординарными ‎методами». Масштаб‏ ‎данной‏ ‎мысли‏ ‎трудно ‎охватить ‎целиком: ‎даже ‎частности, ‎следующие ‎из ‎неё, ‎впечатляют‏ ‎своей‏ ‎фундаментальностью.

Например, ‎из ‎неё ‎следует‏ ‎такая ‎суровая‏ ‎банальность:

- Если ‎вы‏ ‎ведёте‏ ‎себя‏ ‎так, ‎чтобы‏ ‎заслужить ‎одобрение ‎окружающих, ‎и‏ ‎преуспеваете ‎в‏ ‎этом,‏ ‎то‏ ‎вы ‎достигнете ‎плюс-минус ‎тех ‎же‏ ‎результатов, ‎что ‎окружающие.‏ ‎Чего‏ ‎вы ‎точно‏ ‎не ‎достигнете ‎- ‎так‏ ‎это ‎результатов, ‎значительно‏ ‎выбивающихся‏ ‎из ‎среднего‏ ‎уровня ‎вашей‏ ‎среды.

Это ‎не ‎значит, ‎что ‎нужно‏ ‎быть‏ ‎«не‏ ‎таким ‎как‏ ‎все». ‎Все‏ ‎не ‎такие‏ ‎как‏ ‎все. ‎Главное,‏ ‎что ‎можно ‎сказать ‎о ‎типичных не-таких-как-все‏ ‎- ‎они‏ ‎удручающе‏ ‎одинаковы,‏ ‎несмотря ‎на ‎то, ‎что‏ ‎одни ‎носят‏ ‎розовые ‎волосы,‏ ‎другие‏ ‎совокупляются‏ ‎с ‎людьми ‎своего ‎пола, ‎а ‎третьи ‎фанатеют ‎на ‎раритетном‏ ‎аниме.‏ ‎Все ‎перечисленные ‎отличия ‎поддельны, потому‏ ‎что ‎в‏ ‎них ‎экстраординарности‏ ‎нет‏ ‎никакого‏ ‎экстра-. То ‎есть‏ ‎никакого ‎сверх-, ‎никакого ‎«вместо»,‏ ‎никакого ‎дополнительного‏ ‎усилия.

Они,‏ ‎если‏ ‎честно, ‎даже ‎не ‎приносят ‎социальное‏ ‎одобрение ‎в ‎жертву‏ ‎тому,‏ ‎чем ‎заняты‏ ‎и ‎чему ‎служат. ‎Напротив:‏ ‎они ‎пытаются ‎мухлевать‏ ‎и‏ ‎продавать ‎окружающим‏ ‎свои ‎«внешние»‏ ‎занятия, ‎получая ‎за ‎это ‎значки‏ ‎отличия.‏ ‎Их‏ ‎«я ‎не‏ ‎такой ‎как‏ ‎все» ‎означает‏ ‎на‏ ‎деле ‎«я‏ ‎жажду ‎вашего одобрения ‎моей ‎уникальности».

Так ‎экстраординарного‏ ‎результата ‎не‏ ‎купить‏ ‎-‏ ‎по ‎той ‎простой ‎причине,‏ ‎что ‎у‏ ‎ординарной ‎среды‏ ‎просто‏ ‎нет‏ ‎для ‎нас ‎экстраординарных ‎наград. ‎Андерсеновский ‎гадкий ‎утёнок ‎не ‎преуспел‏ ‎на‏ ‎своём ‎птичьем ‎дворе, ‎потому‏ ‎что ‎не‏ ‎догадался ‎ходить‏ ‎всюду‏ ‎с‏ ‎важным ‎видом,‏ ‎рассказывая ‎«вообще-то ‎на ‎самом‏ ‎деле ‎я‏ ‎лебедь».‏ ‎Догадайся‏ ‎он ‎форсить ‎своё ‎отличие ‎-‏ ‎он ‎стал ‎бы,‏ ‎быть‏ ‎может, ‎вполне‏ ‎преуспевающим ‎утёнком.

Но, ‎с ‎другой‏ ‎стороны, ‎мы ‎можем‏ ‎заметить,‏ ‎что ‎он‏ ‎не ‎преуспел‏ ‎в ‎качестве ‎утки ‎на ‎своё‏ ‎счастье. Иначе‏ ‎он‏ ‎стал ‎бы‏ ‎самым ‎откормленным,‏ ‎самым ‎дорогим,‏ ‎поистине‏ ‎королевским ‎праздничным‏ ‎блюдом.

К ‎сказанному ‎остаётся ‎добавить ‎ещё‏ ‎одно ‎(в‏ ‎чём-то‏ ‎грустное)‏ ‎замечание.

Родной ‎птичий ‎двор ‎никогда‏ ‎- ‎в‏ ‎смысле ‎вообще‏ ‎никогда‏ ‎-‏ ‎не ‎оценит изгоя, ‎который ‎стал ‎лебедем. ‎Предел ‎почёта ‎данной ‎среды‏ ‎-‏ ‎это, ‎выражаясь ‎андерсеновскими ‎же‏ ‎словами ‎-‏ ‎«жирная ‎утка‏ ‎испанской‏ ‎породы,‏ ‎у ‎неё‏ ‎на ‎лапке ‎красный ‎лоскуток,‏ ‎это ‎высшее‏ ‎отличие».‏ ‎Поэтому‏ ‎бессмысленно ‎пытаться ‎красиво ‎спланировать ‎между‏ ‎корытом ‎и ‎бузиной,‏ ‎оглядеться‏ ‎и ‎гаркнуть,‏ ‎расправив ‎огромные ‎крылья: ‎«Ну‏ ‎что, ‎не ‎верили‏ ‎в‏ ‎меня? ‎А‏ ‎я ‎вон‏ ‎какой ‎вымахал».

Во-первых, ‎все, ‎кто ‎в‏ ‎вас‏ ‎не‏ ‎верил, ‎уже‏ ‎давно ‎про‏ ‎вас ‎забыли‏ ‎и‏ ‎вас ‎не‏ ‎узнают. ‎Во-вторых, ‎они ‎не ‎понимают‏ ‎лебединого ‎языка.‏ ‎В-третьих,‏ ‎если‏ ‎вы ‎сами ‎всё ‎ещё‏ ‎помните ‎утиный,‏ ‎то ‎обнаружите,‏ ‎что‏ ‎на‏ ‎нём ‎можно ‎сказать ‎только ‎«кря-кря», ‎а ‎объяснить ‎ничего ‎не‏ ‎получится.

Поэтому‏ ‎искать ‎стаю ‎себе ‎придётся‏ ‎в ‎другом‏ ‎месте. ‎Даже‏ ‎если‏ ‎вы‏ ‎премьер ‎Венгрии‏ ‎и ‎вас ‎гонят ‎с‏ ‎местного ‎птичьего‏ ‎двора,‏ ‎где-то‏ ‎же ‎летают ‎красиво ‎другие ‎- то‏ ‎ли ‎изгои, ‎то‏ ‎ли‏ ‎лидеры ‎будущего‏ ‎мира.


Быть изгоем здорового человека - не так уж плохо, если твой горизонт планирования начинается с отметки лет в 5, а не заканчивается ближайшим паломничеством в "олл инклюзив" или покупкой кредитного авто с целью произвести впечатление на какую-нибудь крашеную сучку Ленку/какого-нибудь гада Пашку.

Быть изгоем здорового человека - значит сражаться, а именно в этом, по моему глубокому убеждению, заключается цель воплощения каждой души в нашей общей лечебнице.

Спускать жизнь на поддельную экстраординарность - глупо.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В том числе и хваленый Р-маг. Несмотря на множество тестов его и кучу восторженных отзывов, теперь для солдат допустимо использование только стандартных люминиевых магазинов. Source. --------- То же на ...
Санкт-Петербург. Культурная столица. Вот такая новость. Причем Быков, который стал Вишневским, - госслужащий. Их еще и подфотошопили немножко и вперед. Народ стебается, сам Борис Лазаревич Вишневский,похоже, в лёгком шоке. А я подумал вот о чем. Ну хорошо, понятное дело, что ...
Он стреляет из них каждый день и обращается с ними так, как будто они и есть его настоящие друзья. Римо кивнул. Хватит! У тебя очень простой выбор. Вон там за бараком и помер, а потом вертухаи его за локалку вытащили. Они поднялись по лестнице на ...
Наша почта совсем не служит больше нам. Как хорошо, что мы пользовались ей на полную катушку все эти годы, что здесь живем. У меня накопились изделия на 3 посылки минимум. Пошла сегодня купить ящики. На почте нету, закончились, когда будет, неизвестно. Ради меня работник позвонил в ...
...авиастроения всегда вызвала у меня смешанные чувства. С одной стороны — уважение к самобытности и технически выдающимся (порой) результатам, с другой — недоумение вплоть до глубокой неприязни от некоторых технических решений и общей эстетики. Редко кому удавалось строить такие ...