(ИдР-102) Юному падавану приходится играть в условиях ограниченности ресурсов

топ 100 блогов ifc13.07.2024 игры с муравьями

К вопросу об научении правилам жизни.

Поскольку я придерживаюсь мнения, что любую человеческую деятельность по большому счёту можно считать игровой, то не могу не согласиться с коллегой Мараховским, написавшим в конце июня доклад с предположением насчёт цели примерно всех человеческих игр.

<...> Уместно‏ ‎предложить‏ ‎следующее ‎определение: ‎игра ‎есть ‎любой комплекс‏ ‎действий ‎(физических, ‎психических‏ ‎или‏ ‎интеллектуальных, ‎можно‏ ‎всё ‎вместе), ‎имеющих ‎значение‏ ‎не ‎непосредственное, ‎а‏ ‎условное.‏ ‎Игровые ‎действия‏ ‎замещают непосредственную ‎действительность‏ ‎и ‎указывают на ‎неё, ‎придумывая ‎действительности‏ ‎своего‏ ‎рода‏ ‎валюту, ‎обменный‏ ‎эквивалент, ‎символ.

Игра‏ ‎безусловно ‎старше‏ ‎человечества.‏ ‎Общеизвестна ‎банальность,‏ ‎что ‎с ‎нею ‎знакомы ‎братья‏ ‎меньшие: ‎медвежата‏ ‎непрерывно‏ ‎борются,‏ ‎зайки ‎играют ‎в ‎салки,‏ ‎вороны ‎время‏ ‎от ‎времени‏ ‎назначают‏ ‎между‏ ‎собой ‎какую-нибудь ‎веточку ‎великой ‎ценностью ‎и ‎давай ‎нарезать ‎круги‏ ‎высшего‏ ‎пилотажа, ‎стремясь ‎отобрать ‎её‏ ‎друг ‎у‏ ‎друга ‎(когда‏ ‎игра‏ ‎закончится,‏ ‎веточку ‎разжалуют‏ ‎и ‎выбросят). ‎Некоторые ‎исследователи‏ ‎утверждают ‎- ‎не‏ ‎знаю,‏ ‎насколько ‎обоснованно ‎- ‎что ‎зачатки‏ ‎игрового ‎поведения ‎имеются‏ ‎даже‏ ‎у ‎таких‏ ‎тупых ‎существ, ‎как ‎коммодские‏ ‎вараны: ‎эти ‎холоднокровные‏ ‎рептилии,‏ ‎содержащиеся ‎в‏ ‎зоопарках, ‎любят‏ ‎засунуть ‎голову ‎в ‎ведро ‎и‏ ‎там‏ ‎ею‏ ‎помотать. ‎Предполагается,‏ ‎что ‎так‏ ‎они ‎играют в‏ ‎«я‏ ‎убил ‎корову‏ ‎и ‎засунул ‎пасть ‎в ‎её‏ ‎тушу».

Простое ‎объяснение‏ ‎сводит‏ ‎игру‏ ‎к ‎банальной ‎тренировке. ‎Все‏ ‎тетраподы ‎- ‎существа, ‎вышедшие‏ ‎некогда‏ ‎на‏ ‎сушу ‎- ‎имеют ‎дело ‎с ‎куда ‎менее ‎стабильной ‎средой,‏ ‎чем‏ ‎их ‎морские ‎коллеги, ‎и‏ ‎потому ‎отрастили‏ ‎себе ‎куда‏ ‎более‏ ‎сложную‏ ‎нервную ‎систему‏ ‎для ‎реагирования ‎на ‎вызовы‏ ‎среды. ‎В‏ ‎свою‏ ‎очередь‏ ‎эта ‎система ‎подобна ‎такелажу ‎крупного‏ ‎парусного ‎судна, ‎который‏ ‎нуждается‏ ‎в ‎постоянных‏ ‎коррекциях, ‎подтягиваниях ‎и ‎вообще‏ ‎содержании ‎в ‎тонусе‏ ‎-‏ ‎не ‎говоря‏ ‎об ‎элементе‏ ‎обучения ‎(ибо ‎чем ‎дальше ‎от‏ ‎варана‏ ‎и‏ ‎чем ‎ближе‏ ‎к ‎человеку,‏ ‎тем ‎меньше‏ ‎в‏ ‎поведении ‎животного‏ ‎обеспечивают ‎инстинкты ‎и ‎тем ‎больше‏ ‎отдаётся ‎передаче‏ ‎опыта‏ ‎через‏ ‎пример ‎и ‎подражание).

В ‎этом‏ ‎смысле ‎человек‏ ‎- ‎царь‏ ‎игры:‏ ‎инстинктов‏ ‎в ‎животном ‎смысле ‎у ‎нас ‎считай ‎что ‎нет, ‎всё‏ ‎отдано‏ ‎на ‎откуп ‎обучению ‎и‏ ‎самообучению. ‎Я‏ ‎люблю ‎приводить‏ ‎биологический‏ ‎факт,‏ ‎согласно ‎которому‏ ‎не ‎только ‎люди, ‎но‏ ‎и ‎высшие‏ ‎обезьянки‏ ‎инстинктивно не‏ ‎умеют ‎в ‎секс ‎и ‎нуждаются‏ ‎в ‎мануалах.

Так ‎вот,‏ ‎человек‏ ‎- ‎царь‏ ‎игры ‎потому, ‎что ‎его‏ ‎гигантский ‎мозг ‎производит‏ ‎«условности»,‏ ‎то ‎есть‏ ‎символические ‎и‏ ‎абстрактные ‎сущности, ‎в ‎таких ‎зашкаливающих‏ ‎объёмах,‏ ‎что‏ ‎говорить ‎о‏ ‎непосредственном ‎восприятии‏ ‎действительности в ‎нашем‏ ‎случае‏ ‎вообще ‎затруднительно.‏ ‎Доказательством ‎этого ‎служит ‎процветающий ‎бизнес‏ ‎тренеров ‎по‏ ‎випассане,‏ ‎обучающих‏ ‎граждан ‎Земли ‎«видеть ‎вещи‏ ‎как ‎они‏ ‎есть» ‎(не‏ ‎уверен‏ ‎в‏ ‎их ‎успехе: ‎эти ‎граждане ‎всё ‎равно ‎видят ‎вещи ‎в‏ ‎собственных‏ ‎субъективных, ‎а ‎значит ‎глубоко‏ ‎«условных», ‎трактовках).

Психическое‏ ‎развитие ‎человека‏ ‎невозможно‏ ‎без‏ ‎игры, ‎оно‏ ‎начинается ‎с ‎игры ‎-‏ ‎и ‎никогда,‏ ‎пожалуй,‏ ‎с‏ ‎играми ‎не ‎заканчивает. ‎Всё, ‎что‏ ‎создано ‎вокруг ‎нас,‏ ‎включая‏ ‎вполне ‎физические‏ ‎объекты ‎сугубо ‎утилитарного ‎назначения,‏ ‎инфицировано ‎символами, ‎игрой‏ ‎и‏ ‎условностями.

Мы ‎можем‏ ‎сказать, ‎что‏ ‎нет ‎никакой ‎игры ‎в ‎нефтеперерабатывающем‏ ‎заводе‏ ‎-‏ ‎ну ‎да,‏ ‎ну ‎да,‏ ‎если ‎не‏ ‎считать‏ ‎того, ‎ради‏ ‎чего этот ‎завод, ‎собственно, ‎пыхтит ‎и‏ ‎трудится: ‎выходящий‏ ‎из‏ ‎его‏ ‎недр ‎мазут ‎заставляет ‎вращаться‏ ‎колёса ‎составов,‏ ‎везущих ‎к‏ ‎нам‏ ‎из‏ ‎Китая ‎реквизит ‎для ‎социальных ‎игр; ‎бензин ‎оживляет ‎автомобили, ‎служащие‏ ‎либо‏ ‎игрушками, ‎либо ‎перевозящие ‎людей‏ ‎в ‎рамках‏ ‎их ‎квестов;‏ ‎работники‏ ‎НПЗ‏ ‎- ‎сами‏ ‎полны ‎разнообразных ‎игр.

Человеческая ‎культура‏ ‎имеет ‎игровую‏ ‎природу,‏ ‎она‏ ‎пронизана ‎игрой ‎- ‎и ‎только‏ ‎когда ‎умрёт ‎последний‏ ‎человек,‏ ‎закончится ‎эта‏ ‎гигантская ‎игра.

Люди ‎не ‎в‏ ‎состоянии ‎«просто ‎жить,‏ ‎ни‏ ‎во ‎что‏ ‎не ‎играя»‏ ‎по ‎целому ‎ряду ‎причин. ‎Во-первых‏ ‎-‏ ‎потому,‏ ‎что ‎люди‏ ‎смертны ‎и‏ ‎осведомлены ‎об‏ ‎этом.‏ ‎Во-вторых ‎-‏ ‎потому, ‎что ‎люди, ‎см. ‎выше,‏ ‎лишены ‎власти‏ ‎инстинктов‏ ‎и‏ ‎вынуждены ‎ставить ‎себе ‎цели‏ ‎и ‎задавать‏ ‎задачи. ‎В-третьих,‏ ‎потому,‏ ‎что‏ ‎люди ‎представляют ‎для ‎себя ‎загадку и ‎стремятся ‎её ‎разгадать.

Всё ‎это‏ ‎помещает‏ ‎между ‎человеческим ‎телом ‎и‏ ‎физическим ‎миром‏ ‎неустранимую ‎операционку‏ ‎психики,‏ ‎и‏ ‎эта ‎операционная‏ ‎система ‎оперирует ‎символами, ‎производит‏ ‎символы, ‎прогнозирует,‏ ‎фантазирует‏ ‎и‏ ‎неудержимо ‎сочиняет.

Цели, ‎достигаемые ‎человеком ‎в‏ ‎жизненной ‎игре, ‎разнообразны‏ ‎и‏ ‎несводимы ‎к‏ ‎одной ‎базовой ‎формуле. ‎Мы‏ ‎можем ‎разве ‎что‏ ‎(не‏ ‎очень ‎уверенно)‏ ‎предположить, ‎что‏ ‎целью ‎всех ‎наших ‎игр ‎является‏ ‎бессмертие.

То‏ ‎есть,‏ ‎если ‎можно‏ ‎так ‎выразиться,‏ ‎окончательное ‎преодоление‏ ‎среды‏ ‎со ‎всей‏ ‎её ‎жестью.

По ‎понятным ‎причинам ‎эта‏ ‎цель ‎реализуется‏ ‎порой‏ ‎в‏ ‎самых ‎парадоксальных ‎формах, ‎включая‏ ‎героическое ‎самопожертвование‏ ‎и ‎даже‏ ‎(!)‏ ‎суицид.‏ ‎В ‎позапрошлой ‎жизни ‎автор ‎этих ‎взволнованных ‎строк ‎по ‎работе‏ ‎имел‏ ‎дело ‎с ‎историями ‎самоубийц,‏ ‎и ‎для‏ ‎многих ‎из‏ ‎них‏ ‎физическая‏ ‎самоликвидация ‎предстаёт,‏ ‎сколько ‎можно ‎судить, ‎способом‏ ‎именно ‎преодолеть‏ ‎непереносимую‏ ‎жесть‏ ‎текущего ‎существования.

В ‎менее ‎людоедских ‎и‏ ‎более ‎похвальных ‎формах‏ ‎игра‏ ‎в ‎бессмертие‏ ‎превращается ‎в ‎мистические ‎ритуалы,‏ ‎рождение ‎и ‎воспитание‏ ‎детей,‏ ‎создание ‎ценностей‏ ‎и ‎разного‏ ‎рода ‎империй ‎- ‎буквальных ‎и‏ ‎финансовых.

Человек,‏ ‎как‏ ‎точно ‎подмечено‏ ‎в занудном шедевре ‎Бергмана, а‏ ‎до‏ ‎того ‎в‏ ‎средневековом ‎искусстве, ‎играет ‎против ‎смерти‏ ‎и ‎надеется‏ ‎выиграть.

Легко‏ ‎видеть,‏ ‎что ‎эта ‎игра ‎пересекается‏ ‎c ‎одним‏ ‎из ‎центральных‏ ‎понятий‏ ‎данного‏ ‎проекта ‎- ‎«субъективной ‎популяционной ‎ценностью»: ‎приобретение ‎этой ‎ценности ‎служит‏ ‎в‏ ‎нашей ‎базовой ‎психике ‎очевидным‏ ‎и ‎магистральным‏ ‎путём ‎к‏ ‎бессмертию,‏ ‎ибо‏ ‎ценность ‎хранят.‏ ‎Ценность ‎помнят, ‎ценности ‎ставят‏ ‎памятники, ‎ценность‏ ‎воспроизводится‏ ‎и‏ ‎продолжается ‎в ‎своих ‎потомках. ‎Ценность‏ ‎может ‎выступать ‎также‏ ‎утешительным‏ ‎призом ‎перед‏ ‎лицом ‎неизбежного ‎проигрыша ‎мрачному‏ ‎жнецу ‎(см. ‎«Песнь‏ ‎Арфиста»,‏ ‎сложенную ‎в‏ ‎Египте ‎за‏ ‎века ‎до ‎того, ‎как ‎ахейцы‏ ‎высадились‏ ‎у‏ ‎стен ‎Трои:‏ ‎лирический ‎герой‏ ‎заявляет, ‎что‏ ‎бессмертие‏ ‎недостижимо, ‎и‏ ‎рекомендует ‎слушателю ‎жить ‎и ‎не‏ ‎париться, ‎пока‏ ‎может‏ ‎-‏ ‎но ‎предписывает ‎столько ‎дорогостоящих‏ ‎удовольствий, ‎что‏ ‎на ‎это‏ ‎определённо‏ ‎понадобится‏ ‎ресурс ‎и ‎высокая ‎оценка ‎со ‎стороны ‎окружающих).

Поэтому ‎игры, ‎в‏ ‎которые‏ ‎играют ‎люди, ‎всегда ‎вращаются‏ ‎вокруг ‎некоторой‏ ‎награды, ‎ценности,‏ ‎приза‏ ‎-‏ ‎чемпионского ‎кубка,‏ ‎цветка ‎бессмертия ‎(см. ‎эпос‏ ‎о ‎Гильгамеше),‏ ‎величественных‏ ‎стен‏ ‎Урука, ‎Елены ‎Прекрасной, ‎непредставимой ‎для‏ ‎живых ‎паринирваны, ‎царского‏ ‎венца,‏ ‎золотого ‎руна,‏ ‎Царства ‎небесного, ‎Грааля, ‎золота‏ ‎Нибелунгов, ‎Нобелевской ‎премии.

Об‏ ‎этой‏ ‎последней, ‎кстати,‏ ‎существует ‎исторический‏ ‎анекдот, ‎на ‎сей ‎раз, ‎кажется,‏ ‎правдивый:‏ ‎своим‏ ‎рождением ‎премия‏ ‎обязана ‎ошибочному‏ ‎сообщению ‎о‏ ‎смерти‏ ‎А. ‎Нобеля,‏ ‎после ‎которого ‎изобретатель ‎динамита ‎неделю‏ ‎читал ‎в‏ ‎европейских‏ ‎газетах‏ ‎торжествующие ‎некрологи ‎на ‎тему‏ ‎«наконец-то ‎сдохла‏ ‎эта ‎гнусная‏ ‎тварь,‏ ‎принесшая‏ ‎в ‎наш ‎мир ‎столько ‎горя ‎и ‎гибели». ‎И ‎озаботился‏ ‎(за‏ ‎восемь ‎лет ‎до ‎смерти)‏ ‎своим ‎добрым‏ ‎именем ‎после.


Продолжая рассуждение, с которым я согласен, констатирую: применительно к конкретным играм "преодоление среды со всей её жестью" предполагает научение эффективному распоряжению имеющимися ограниченными ресурсами (они всегда ограничены, это норма жизни) таким способом, чтобы это распоряжение сделало положение игрока максимально стабильным. То есть - автономным и по минимуму зависящим от превратностей сценария конкретной судьбы.

Именно этому взрослые, по сути, учат своих детей и данной теме посвящён свежий пост об идеях для родителей.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В говноящике - навязчивая реклама банка Тинькова. Посмотрел пару раз, на третий понял что она мне напоминает. Ну конечно! Ну один же в один - Голубков Леня со своим МММ, который за день на сапоги жене процентов набирал, а потом, как известно, ...
Про ёлку 28 метров, 94 года — такая ёлка будет нынче стоять на Соборной площади в Кремле. А я вдруг осознала, что ни разу не видела «главную ёлку страны»... надо бы как-то умудриться постараться... ...
В субботу с Верой подломились в Ашан в рамках подготовки к открытию в холодильнике полки "Не жрать, это на Новый год". Ничего такого супер новогоднего не купили, кстати. Цены такие, что у меня под конец аж глаза заболели. Чего-то набрали, конечно, но не к празднику, а так. Купили в том ...
Для базы я выбрал 1976, поскольку о середине 1970-х слышал как о периоде, который имел самый высокий уровень жизни. С середины 1970-х цены на нефть достигли новых рекордных значений, что позволило СССР улучшить уровень жизни граждан. С 1980-х начинается более острый дефицит ...
Многие россияне до сих пор верят в то, что Советский Союз еще можно вернуть. Вот завтра всё само как-нибудь успокоится. Прозревшие украинцы всё поймут и вернутся, как ни в чем не бывало, и заживём мы всё одной большой и дружной семьей… Другой вариант развития событий многие россияне не ра ...