
(Ч14) "Духовность"


Минутка "духовности".
В прошлом году товарищ Мараховский как-то ссылался на весьма нажористое исследование группы эльфийских психологов из Голландии, изучавших ОБВМ тех, кто полагает себя небыдлом.
Вот что у них получилось на выходе.
Исследованием установлено: граждане, занявшиеся различными практиками по увеличению своей духовности, становятся не в меньшей, а в большей степени склонны к:
- высокомерию,
- нарциссизму,
- узкому и догматическому мышлению,
- соответствующему поведению,
- враждебности к инакомыслию,
- диктаторским, если можно так выразиться, замашкам.
Причину исследователи видят всё в той же бесхитростной хитрости нашего первобытного ума. Он неустанно подкарауливает нас за каждым поворотом и ждёт малейшей слабины, чтобы извлечь из всех наших занятий и даже духовных поисков подтверждение пресловутого "Вася, ты самый умный, ты самый лучший".
Человек, пошедший на курсы по йоге и медитации, одним из главных инструментов которых служит, как известно, "умение абстрагироваться от себя любимого" - с высокой вероятностью закончит тем, что запишет себе во внутренний послужной список "а ещё я умею абстрагироваться от себя, вот как я офигителен".
"Духовность" в данном случае понятие сугубо заменимое. Его легко можно исправить на "активизм", "классовое сознание" и что угодно. Внутренний смысл во всех случаях одинаков: путём якобы достижения каких-то высот ум приходит к мысли, что его носитель вырвался на новый уровень бытия, навесил на себя новые погоны и теперь ему видно, понятно и дозволено больше, чем обычным быкам.
* * *
Самое прикольное в том, ув. друзья, что нидерландские учёные в своих выводах фактически заново открывают для себя старый добрый секрет под названием смирение, который две тысячи лет никакой не секрет:
достижений не существует.
Любой праведник в любой момент может низвергнуться на днище греха. Любой учитель жизни, вообразивший о себе всякое, может быть застукан за занятием постыдным и жалким, если не злодейским.
Человек не ангел и уж тем более не Бог, человек непрерывно и непрестанно кидаем между почётнейшим и постыднейшим. Человек помещён во время (а может быть, и пойман в него) - и потому каждый его день и каждая минута его жизни есть борьба за его душу. В каждую минуту он может проиграть эту борьбу (и мы отлично знаем, ув. друзья, как часто мы её проигрываем). Величайшее милосердие состоит в том, что эта неопределённость нашей судьбы, страшащая праведников, является также и величайшей надеждой грешников.
Ничто не окончательно.
Именно потому, что окончательных достижений не существует, наилучшим способом действия для тех, кто ищет не "духовности", а гармонии существования, выступает то самое "позволь себе быть собой, а другим - быть другими". Пусть они трижды бездуховны - такова их карма и им таки придётся её отработать, а потому вряд ли следует бегать за ними с криками "не желаете ли вы поговорить о Господе Боге нашем?"
Для намеренных строить гармонию - мой свежий пост о "духовности" нисколько не претендующий на оригинальность и просветлённость.
|
</> |