Цетине - часть 5. Завершающая
sibeaster — 02.09.2022 Кроме Бильярды (дома митрополита Петра II) и Королевского дворца (резиденции короля Николы), в Цетине есть еще три музея. Существует возможность брать билеты в каждый музей по отдельности, можно комбинировать несколько музеев, можно взять единый билет во все музеи сразу. Я, конечно, же решил взять штурмом все возможные музеи...И крупно ошибся. Три оставшихся музея, носящие громкие названия Этнографического, Исторического и Художественного, оставили какое-то жалкое впечатление.
Этнографический музей занимет маленький домик (а больших домов в королевской столице и нет) напротив Королевского дворца. Три комнаты: орудия крестьянского труда, рабочая одёжка, костюмы невесты ну и т.д. - не моё это, да и ощущение предельной нищеты и убогости осталось.
Два оставшихся музея находятся в здании, специально построенном после введения конституционной монархии. Во "Владином доме", т.е. доме правительства, заседала Скупщина (парламент) и работало правительство. На тот момент (1910) это было самое большое здание Черногории.
Строил здание, разумеется, иностранец - итальянец Коррадини. Инфостенд видит во "Владином доме" барочные и ренессансные черты.
Внутри за стойкой находилось несколько скучающих музейщиков. Один из них оказался проворнее коллег и увел меня в Исторический музей. На входе я наивно спросил, можно ли фотографировать, а музейщик грозно ответил: только пару-тройку кадров. Только потом я понял, что музейщик-горец пошутил: фотографировать там абсолютно нечего. Каким я себе представлял национальный Исторический музей? Масса артефактов - античных камней, средневековых фресок, оружия...Может быть, я был испорчен братским сербским Народным музеем, который меня сразил наповал своими обширными коллекциями. В черногорском Историческом музее нет ровным счетом ничего, кроме больших информативных стендов и фотографий тех самых камней и фресок.
Конечно, я кинулся читать все предложенное, коли уж смотреть нечего. В итоге в моей голове очень скоро вертелось лавровское "дебилы, б..." и медведевское "переписывание истории". Исторический музей создан, похоже, с единственной целью: эту самую историю переписать в соответствии с нынешней идеологией.
Во-первых, с точностью до наоборот рассказана история вхождения Черногории в первую Югославию. Традиционный взгляд: сербы и черногорцы всегда ощущали себя единым народом, но по ряду исторических причин создавшим два разных государства. Весь XIX век эти государства тяготели к объединению, но этому мешали династические амбиции Обреновичей и Петровичей, которые периодически обещали отречься от власти в пользу друг друга, но постоянно нарушали свои обещания. В 1МВ король Никола Черногорский бросил свою страну на произвол врага, в 1918 году сербские части Черногорию освободили. Из-за отсутствия в стране законной конституционной власти (король и 3/5 депутатов довоенной Скупшины находились в эмиграции) было создано временное правительство, которое созвало новую Скупщину в Подгорице. Новая Скупщина, представлявшее собой весь народ освобожденной Черногории, в едином порыве изгнала Николу и пожелала объединиться с братской Сербией. Годом позже недовольные сторонники Петровичей ("белаши" от цвета их бюллетеней на выборах) пытались поднять восстание против новой власти, но были не поддержаны населением и разбиты.
В музее рассказывают все иначе. Король Никола и его правительство в эмиграции только и делали, что заботились о порабощенной австрияками Черногории. Разумеется, черногорцы только и делали, что мечтали о возвращении возлюбленного монарха. Но сербские оккупанты подло разлучили народ и короля, собрали (не по Конституции и вопреки довоенному избирательному закону) абсолютно незаконную Скупщину, которая приняла ничтожное с самого начала решение о поглощении маленькой Черногории пивничным сусидом (ой, виноват: перешел на украинскую мову). Дальше - больше. На Версальской конференции кресла, приготовленные для представителей законного правительства Черногории, так и простояли незанятыми - сербы не позволили, а все европейские государства пошли у них на поводу. А еще крупным шрифтом приводится фраза какого-то английского министра, мол, с Черногорией мы поступили хуже, чем если бы она воевала на стороне Германии.
История партизанского движения во 2МВ и послевоенной Черногории рассказана более или менее традиционно, а дальше начинается распад Югославии. В этот момент музейный стенд сообщил ошарашенному мне, что репутация Черногории как мультикультурной, многонациональной и многоконфессиональной республики была серьезно подмочена этническими чистками. Вот тут я внутренне напрягся, потому что априори известно, что в Черногории вообще гражданской войны не было. Итак я приготовился читать о тайных убийствах местных албанцев и бессимптомно разрушенных местных мечетях (если бы они были явные и симптомные, то мы бы о них знали), но действительность превзошла мои самые смелые ожидания.
"Этнические чистки" свелись к единственному эпизоду. Группа боснийских мусульман бежала в Черногорию (на тот момент часть "малой" Югославии), и республиканские власти приняли решение о перемещении беженцев в союзную Сербию - в Черногории не было возможности принимать беженцев. Беженцы поехали на поезде Бар-Белград, а та линия буквально на несколько километров заезжает на территории БиГ и имеет там одну-единственную станцию. Вот на этой самой станции поезд был остановлен отрядом боснийских сербов, ту станцию контролировавшим, беженцев после проверки документов вывели из поезда и расстреляли. Спрашивается, причем тут Черногория, если преступление произошло не на ее территории? И можно ли рутинный эпизод по перемещению беженцев из одного лагеря в другой, случайно закончившийся трагически, громко называть "этническими чистками"?
В общем, я ушел из музея слегка ошарашенным. Впрочем, судя по тому, что я был здесь единственным посетителем, и ради меня его открывали, местные давно уже раскусили интенции организаторов музея и дружно забили на него болт. Чтобы чуть сбить накал страстей, все же покажу несколько копий фресок, что выставлены в Историческом музее.
Св. Стефан Первомученик представляет Богородице св. Стефана Первовенчанного. Утверждается, что это фреска (ну копия, разумеется) из монастыря Морача - я ее там не помню.
Две последующие - из каких-то неизвестных (мне) монастырей, а подписи у меня на фото "расплылись". На первой - св Марина, на второй, судя по всему, эпизод с Илией и сарептской вдовицей.
Ну еще там много оружия и исторических мундиров, так что любителям "войнушки" кесть, чем полюбоваться.
Художественный музей находится в том же "Владином доме", но туда меня смотрительница вела по лестнице и каким-то длинным коридорам. Я был в этом музее еще в 2005 году, нас туда водили ради третьей происходящей из Гатчины (а в еще более дальней ретроспективе - с Мальты и Родоса) святыни - Филермской иконы БМ (две другие - десница Иоанна Крестителя и частицы Животворящего Креста - переданы в Цетинский монастырь). Нас тогда как-то очень быстро провели по залам до комнаты с иконой, а потом столь же быстро вывели на улицу, и никаких воспоминаний о собственно музейной коллекции у меня не осталось. А посему я решил, что уж сейчас-то я один, без группы, насладюсь (или наслаждусь? ладно, предамся наслаждению) черногорской живописью, тем более, что белградский Народный музей еще свеж в памяти.
Щаз! 99 процентов коллекции - это современное искусство, которое э-э-э ну очень на любителя. Из всего музея я решился запечатлеть лишь одну картину (явно попала туда случайно; на фоне всей окружающей мазни она выглядела шедевром)
Как-то грустно в Черногории с живописью, по сравнению с сербскими братьями XIX-XX века.
Так что, по моему скромному разумению, в Цетине осмотр музеев можно ограничить Бильярдой и Королевским дворцом; остальные - на очень большого любителя.
Что еще можно поглядеть в миниатюрной столице крохотной Черногории? Ну, например, подняться на холм за монастырем
Необычный ракурс: Цетинский монастырь "с заду", а ниже видны две башенки Бильярды.
Владин дом - тоже с заду.
Остальной Цетине - это буквально пара улиц с маленькими домиками. Несколько домов "с претензией"
Не снял табличку, но это частный дом 1920ых годов постройки. И похоже, там живут обычные граждане
Бывшее французское посольство, а ныне библиотека (1909-1910, архитектор - Поль Годе)
Явно межвоенное правительственное здание, сейчас министерство культуры
Влашская церковь - тоже XX век.
Собственно показывать больше нечего))) Из бывших югославских столиц я пока что (нас, похоже, собираются угощать фарсом Очередная Волна Небывалой Пандемии одновременно с договорным матчем Самая Страшная Война в Европе, так что Югославия в этом блоге никогда не закончится) был только в Белграде и Загребе, по сравнению с этими настоящими европейскими мегаполисами Цетине - маленькая деревенька.
Но любим мы Черногорию не за это!
|
</> |