Цетине - часть 1. Немного (ну как получится) истории

топ 100 блогов sibeaster18.08.2022 Цетине - историческая столица Черногории и, по действующей конституции, одна из двух столиц Черногории нынешней. До нее от Будвы около часа езды автобусом по головокружительным серпантинам, примерно столько же сюда ехать из Подгорницы (только серпантинов будет поменьше).

При слове "столица" воображение опытного туриста сразу же рисует большой город со средневековым собором, не менее средневековым замком, слегка более современным "старым городом" с домами от барокко до модерна. ну и т.д. Ничего подобного в Цетине нет - это нужно сразу иметь в виду, чтобы разочарований не было. Историческая Черногория была крохотной самочинно независимой территорией, затерянной в горах; в 1878 году великие державы признали ее независимость; в 1910 году ее правитель возвысил себя из князя до короля, но это международное признание и династические акты не в силах были превратить крохотный горный аул в европейскую столицу. Автору не довелось (и видимо, уже никогда не удастся) поездить по Германии, но у меня сильное ощущение, что такой же милой провинциальностью обладали столицы крохотных германских княжеств, каких-нибудь Рейс младшей линии или Саксен-Кобург-Готы.

Зета, как тогда называлась Черногория, после распада империи Неманичей обособилась в отдельное княжество, хоть и признававшее сюзеренитет сербских деспотов. Параллельно распаду Сербскому государства происходил натиск турок на Балканах. К 1451 году, когда Зета была объединена под властью Стефана Црноевича (в русском традиционном произношении - Черноевича; точно также Црна Гора по-русски называется Ченогорией), она была уже отрезана турками от основного массива сербских земель, а венецианцами - от моря. Стефан и его потомки были вынуждены лавировать между Турцией и Венецией, попеременно становясь вассалами то одной, то другой стороны. Сын Стефана Иван I, наследовавший отцу в 1465 году, признал себя венецианским вассалом, долго воевал с турками и в 1479 году был ими изгнан из страны. В 1481 году ему удалось вернуться и восстановить свое княжество, но платой за этой стала вассальная клятва султану Баязиду II (помните его мечеть в Стамбуле, оттуда еще автобусы в аэропорт отправляются) и выдача заложников - в Стамбул в этом качестве был отправлен Станиша, один из сыновей Ивана.

Имя Ивана I Черноевича нужно запомнить обязательно! Именно он во второй - подтурецкой - фазе своего правления перенес свою резиденцию со Скадарского озера вглубь родных гор - к основанному им в 1484 году Цетинскому монастырю.

После смерти Ивана I в 1490 году Зета очень быстро потеряла свою государственность. Старший сын и преемник Ивана Георгий IV пытался возобновить былой союз с Венецией, но турки оказались сильнее и в 1496 году изгнали Георгия, заменив его следующим братом Стефаном II. Бежавший к венецианцам Георгий пытался вернуть себе власть в Зете, но его несостоявшиеся союзники оказались ложными друзьями и даже арестовали его как турецкого шпиона. В итоге Георгий покорился обстоятельствам: вернулся в турецкие владения, доехал до Стамбула, где принес присягу Баязиду II, а последний пожаловал ему поместья в Анатолии - азиатской части нынешней Турции.

Не лучше сложилась судьба его брата и преемника Стефана II. В 1496 году победоносные турки позволили Стефану занять трон брата, но власть его в Зете была номинальной: здесь стояли турецкие войска, а налоги собирали турецкие чиновники. В 1499 году Стефана II вызвали в Скутари (нынешний Шкодер в Албании), где он был арестован; о дальнейшей его судьбе нет достоверных сведений. Бывшее княжество стало частью Скутарийского санджака.

В 1513 году Черноевичи в последний раз появляются на страницах истории, но уж лучше бы этого последнего раза не было. Вы же не забыли еще одного сына Ивана I Станишу, отосланного в качестве заложника в Стамбул? Там он отуречился, принял ислам и стал именоваться Скендербегом (не путать с одноименным албанским героем!). В 1513 году турки выделили Черногорию в качестве отдельного санджака и послали туда править Скендербега Черноевича. Как это часто бывает, ренегаты оказываются для своих бывших единоверцев гораздо хуже, чем враги. Правление Скендербега (1513-1530) в Черногории отмечено столь многочисленными жестокостями, что после его смерти даже турки решили не продолжать эксперимент с туземным санджак-беем.

Далее цитирую уже неоднократно упоминавшуюся в этом блоге двухтомную "Историю Югославии": "После его смерти ... Черногория входила в состав соседних санджаков. Она считалась султанским хасом (личным владением), а сбор филурии (налога с каждого землевладения, Sib) с нее передавался обычно на откуп. Постепенно более низменные районы Черногории — вокруг Подгорицы, Жабляка и другие — перешли в руки турецких феодалов. В горных районах Порта так и не смогла установить свою твердую власть. Ей даже не всегда удавалось получать с черногорцев филурию. По-видимому с конца XVI в. этот налог был заменен общей данью, которая также называлась харачем, уплачиваемым единовременно специальным турецким чиновникам, что несколько снизило налоговое бремя населения"

Внимание, ключевые слова уже произнесены: черногорские долины превратились в обычные турецие владения,  местное население там стремительно отуречивалось, а вот в горных районах турки довольствовались внешней покорностью и сбором харача, причем занимались этим сбором не турецкие чиновники, а откупщики. Именно эти горцы, фактически не повластные туркам и сохранившие православие, и стали зерном, из которого выросла нынешняя Черногория. Впрочем, не надо их идеализировать; продолжаем цитировать "Историю Югославии":

"Наиболее отсталыми были общественные отношения в горных скотоводческих районах Черногории, Герцеговины и южной Сербии. Экономическая отсталость, изолированность от внешнего мира, необходимость защиты свободы от иноземных завоевателей — все это послужило благоприятной почвой для консервации, а иногда и оживления здесь патриархального уклада жизни. Черногорские общины имели много архаических черт. Так, например, территориальные общины состояли из кровнородственных ячеек—братств, делившихся в свою очередь на отдельные патриархальные семьи. Большая патриархальная семья— задруга, члены которой коллективно владели землей, недвижимым имуществом и вели совместное хозяйство,
насчитывала по нескольку десятков членов, а иногда в ее составе было по 60—80 человек. В Черногории была широко распространена кровная месть и прочие патриархальные обычаи. Черногорские и другие скотоводческие общины были оторваны от внешнего мира и слабо связаны друг с другом. Крайняя скудость удобной для обработки земли и всевозможные другие причины часто приводили к вооруженным конфликтам между ними
"

Ну вы поняли... Удаленные друг от друга аулы, разделенные кровной враждой роды, нищета, мало плодородной земли, мужики постоянно на войне то друг с другом, то с турками. Лично я еще в 2005 году назвал Черногорию "православной Чечнёй". Черногорцы периодически принимали участие в турецко-австрийских и турецко-венецианских войнах, то черногорцы били турок и грабили потурченцев, то наоборот турки вторгались в горы и били черногорцев. Ситуация стала выправляться только после того, как разрозненные черногорские племена обрели лидеров, и таковыми (за неимением наследственных феодальных владык) стали черногорские митрополиты, чья резиденция находилась в Цетинском монастыре. Постепенно митрополиты обрели, кроме законной духовной, еще и политическую власть, так что архиерейский титул "владыка" в Черногории обрел новый смысл.

Первым таким владыкой стал Данило Шчепчевич (на кафедре в 1697-1735 годах) из рода Петровичей и селения Негуши. В дальнейшем власть митрополитов-владык стала наследственной: еще при жизни правящий деспота указывал на кого-то из своих родственников как будущего преемника; эта теократическая династия называется в истории то Петровичами, то Негошами. Данило приложил немало усилий для искоренения межплеменных конфликтов, нашел для своих духовных чад объединяющего их врага - своих же сородичей-потурченцев, которых черногорцы в последующее столетие знатно поубивали, а в 1713 году создал первый в истории новой Черногории единый гос. орган - "Суд владыки Данила". Данила же положил начало постоянному союзу с Россией: русские цари, под видом помощи черногорской церкви, посылали владыкам деньги, подкармливая тем самым врагов своих врагов-турок.

Преемник Данила Петровича Савва II (на кафедре с 1735 по 1782) блы противоречивой личностью. Он был в гораздо бОльшей степени митрополитом, чем владыкой, а потому неоднократно терял светскую власть, к тому же постоянно колеблясь между Россией и Венецией. Один из его соправителей Василий III несколько раз воевал с турками, трижды ездил за помощью в Россию и умер в Петербурге во время своего третьего визита сюда. А вот другой соправитель Саввы II Степан Малый был вообще уникальной личностью: явившийся из неоткуда самозванец выдавал себя за чудесно спасшегося русского императора Петра III; успешно воевал и с турками, и с венецианцами; установил довольно твёрдую (для анархичной страны) власть, но был в итоге предательски убит турками.

Следующий этап в истории Черногории - долгое (1784-1830) правление владыки Петра I. В самом начале его правления турки захватили Цетине и сожгли монастырь, но затем черногорцы разбили турок при Крусах (22 сентября 1796 года), и с этого момента Черногория де-факто становится независимой: не платит султану дань, ведет на равных переговоры с внешними державами и выходит на страницы мировой истории. Последнее утверждение - не преувеличение, так как никому неведомая Черногория успела поучаствовать в наполеоновских войнах. В 1806 году черногорцы отказались признать переход Боки-Которской от Австрии к Франции и при при участии русского флота захватили Котор. В 1807 году, после поражения русских войск при Фридланде и заключения Тильзитского мира, Котор все-таки пришлось отдать французам; в 1813 году черногорцы выбили французов из Котора и лишь под давлением мировых держав отдали город австрийцам. Одновременно с которским конфликтом Пётр I активно поддерживал сербское восстание Карагеоргия и герцеговинских сепаратистов. Параллельно с внешней политикой Петр I занимался и государственным строительством: в 1798 году был принят первый в истории страны законник и создано первое правительство (пока что "коалиционное" - по одному члену от каждого из племен). Отношения Петра I с Россией были небезоблачными: в первый визит в Петербург при Екатерине II его приняли очень настороженно; Павел I наоборот установил ежегодную денежную помощь Черногории; в 1804 году митрополита вызывали на суд в российский синод; об участии русского флота в кратковременном оккупации Котора уже написано чуть раньше. Но в своем завещании Петр I в очень ярких (гм-м-м, несколько неподобающих христианскому пастырю) выражениях заклинал черногорцев хранить союз с Россией. Союз этот сохранялся вплоть до 1МВ, хотя говоря о горячей любви черногорцев к России, нужно всегда иметь в памяти э-э-э ежегодную финансовую субсидию из Петербурга.

Самый яркий (и последний) митрополит-владыка Черногории - Пётр II (на кафедре в 1830-1851 годах). При нем Черногория окончательно превращается из союза полудиких племён в централизованное государство. Здесь появляются постоянные правительство - Правительственный сенат, армия и полиция, введено единое налогообложение, учреждаются школа и типография. Пётр II подписал с визирями - турецкими наместниками соседних областей договора об установлении турецко-черногорской границы, и в этих договорах турки признавали Черногорию независимой областью; затем была демаркирована и граница с Австрией. Пётр II более всего известен как крупный сербский поэт, его стихи переводились на другие языки, в т.ч. русский. Именно благодаря поэзии Пётр II был уважаем даже в атеистической Югославии: ему даже построили совершенно языческий мавзолей на горе Ловчен.

Светская власть владык Петровичей-Негошей при Петре I и Петре II стала настолько непререкаемой, что следующий правитель из этой семьи Данило (у власти в 1852-1860 гг) уже не стал принимать духовный сан, а объявил себя князем Черногории. Не признавших нового положения вещей турок Данило победил при Граховце (1 мая 1858 года), после чего добился при посредничестве России и Франции (да-да, Черногория сумела набиться в друзья к Наполеону III) расширения территории и демаркации новых границ с Турцией. В 1855 году Данило издал новый сборник законов - Обштий земальский законник (понятно без перевода?). Впрочем, Данило был довольно авторитарным правителем, жестоко подавил восстание несогласного с его политикой племени Белопавличей в 1856 году, и один из членов этого племени (конечно, стоило бы назвать это кланом, но в Черногории употребляется термин "племя") застрелил Данилу во время его визита в Котор 13 августа 1860 года. Сыновей Данило и его красавиц-жена родить не успели, и его преемником стал племянник Никола.

Не знаю, дочитал ли кто-то до этого места, но если есть такой герой, у меня для него имеется награда: Никола был последним черногорским монархом (1860-1918). Собственно вся короткая история независимой Черногории связана с его правлением. После большой войны 1876-1878 года великие державы признали независимость страны на Берлинском конгрессе, территория государства практически удвоилась, в его состав вошли плодородные долины с городами Подгорица и Никшич ("История Югославии" с потрясающей наивностью пишет, что до 1878 года в стране не было городов) и морское побережье с Баром и Ульцинем. Черногория приняла участие и в Первой Балканской войне 1912-1913 годов, также приросла территориями (в т.ч. частью нынешнего Косова с монастырем Печ; если бы не Тито и его перекройка республиканских границ, ездили бы мы в Печ без виз!), но для Николая та война обернулась большим личным унижением. БОльшую часть войны черногорская армия потратила на осаду Скутари, сумела в итоге его взять, но великие державы присудили город новообразованной Албании, что серьезно подорвало престиж монарха внутри Черногории. Впрочем,Николай еще до скутарской неудачи предпринял меры для укрепления своей власти: в 1910 году, на полувековой юбилей своего правления, Николай принял королевский титул и был коронован в Цетинском монастыре.

Наш главный источник "История Югославии" очень недоброжелательно относится к королю Николе. Нехотя и скороговоркой признают его административные, военные, школьные, судебные реформы, его успехи на международной арене (в Цетине появились посольства европейских держав, дочки Николы повыходили замуж в правящие фамилии Европы), но...Тем не менее, Николу "История..." считает тираном: еще бы он решился ввести конституционный режим только в 1905 году, последним (если не считать Турцию) в Европе; даже и номинально ограничив свою власть, Никола продолжал и после 1905 года держать бразды правления в своих руках. Но главной и роковой ошибкой Николы стало его вмешательство в 1МВ. Уже в январе 1916 года Никола просил у Австро-Венгрии мира, предложенные условия были неприемлемыми, и король с правительством покинули страну, чтобы не подписывать капитуляции. Страна была оккупирована австро-венгерскими войсками более двух лет - до осени 1918 года.

В 1918 году вернуться в Черногорию Николе уже не позволили. Черногория была занята сербскими войсками. В условиях отсутствия в стране короля и Скупщины (бОльшая часть депутатов находились в эмиграции) было созвана Подгорицкая скупщина, которая 13 ноября 1918 года объявила о низложении короля и династии Петровичей, а 26 ноября - об объединении с Сербией.

Такова официально принятая и в СССР, и в Югославии версия событий. Позже, при посещении Исторического музея в Цетине, я вам попробую кратенько изложить версию, которую сейчас продвигают официально в Черногории (спойлер: всё было незаконно, сербы нас захватили, весь мир был за нашу независимость!)

На этом позвольте закруглиться. Теперь при упоминании любого из митрополитов-владык Черногории, а также имен двух ее светских властителей Данилы и Николы мы с вами будем четко представлять, кто есть кто. А упоминаний о бывших правителях в Цетине очень много: с ними связана вся история этой крохотной столицы.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
golishev дал ссылку на сайт патриархии: 28 мая 2011 года в г. Угличе (Ярославская обл.) пройдет детский праздник «День царевича Димитрия». По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «День царевича Димитрия» приобрел в ...
Развлекушечки продолжаются. Щит со Сталиным у ОДО сняли. Страшно. Сказать что-то открыто - страшно (всем, кроме чеченской диаспоры), по телефончикам звоним - "ах, как же так можно!" тому, кто может опять же позвонить и сказать "тебе что, проблем мало?", ...
Странно слышать мнения о том, что мама погибшей в страшном ДТП в Брянске Сони Сиваковой – Анна «буквально бросилась под колеса Пассата». Представим обычное ДТП. Один автомобиль двигался на разрешающий зеленый сигнал светофора, второй, на ...
а какой антоним можно придумать к понятию "стоп-слово", например? ПыСы. Жива, здорова, всех читаю. Устраиваю вот личную и профессиональную жизнь. От котанов привет. ...
Психотерапевт о мировом опыте признания и осмысления прошлого своей страны — личном и коллективном «И не кричите вы так о своей невиновности, это нарушает то, в общем неплохое, впечатление, которое вы производите». Франц Кафка «Процесс» «Мы далеко не всегда так виновны, как нам ...