Cаша Белый
watermelon83 — 06.12.2021 - биография Александра Белова, политика, лидера и бойца. Часть третья, предыдущая - лежит тут.Кадр, на который... который нравился всем.
Что же, прежде чем приступать к сравнительному анализу протагониста и антагониста нашего любимого сериала, стоит в самых общих чертах вспомнить о событиях 1993 - 1995 гг., послуживших фоном для третьей по счету схватки между Сашей и Володей. Как уже бывало, новая серия начинается после солидного хронологического разрыва - осенью 1993 года, спустя почти два года после предыдущих событий, закончившихся "Лебединым озером" по телевизору. Но теперь это вполне оправдано, поскольку мы оставили дела Белова во вполне удовлетворительном состоянии. У него собственная фирма, а также бригада, наркотрафик и федеральная "покрышка".
Жить - можно.
Новый сюжетный виток начинается с возвращения в Москву Фархада, который вместе с Сашей застает "фашистско-коммунистический путч" ("кровавую тризну банды Ельцина"), вследствие чего вместе с Беловым и другими "бригадниками" оказывается в Бутырской тюрьме.
Разумеется - и к сожалению - лишь на время, поскольку за добрые дела сценаристы не наказывают. Как мы помним, беловская братва разгневала ОМОН тем, что позволила нескольким заshitникам Верховного Совета скрыться посредством инфильтрации в свой офис. Что удивительно, ведь одержи тогда верх Хасбулатов и Руцкой, то - чисто теоретически - экономическая деятельность бригады могла бы пострадать... я оставлю это место для здорового смеха над перспективой победы Верховного Совета и предполагаемой борьбой с оргпреступностью, последовавшей бы за ней.
И все же, наши бандиты - люди патриотические и против "бурбулисов".
Октябрь 1993 года - Саша прилетает из США...
А Фархад из Душанбе.
Тогда же и там же нам показывают Каверина, который после увольнения из рядов нашел себе работу в качестве руководителя охранной фирмы, оказывающей услуги вассального характера группировке некоего Бека. Такова экспозиция, а сразу же за ней следует и диспозиция. Она очень проста - спустя два года после торжественного открытия линии чистейших таджикских наркотиков на Запад, в Душанбе самостоятельно пришли к мысли о том, что по дороге в Европу веселый порошок вполне может оседать и в Москве, раз уж он все равно поставляется бюргерам через Третий Рим.
И вот некие таджикские "старейшины", которые в 1991 году, во время знаменитой "стрелки", прахом лежали у ног Фархада, теперь ставят сыну неба ультиматум - или он убеждает Белова открыть столичный рынок, или будет "ондатр туссун - секир башка!" Наш бравый пограничник-азият излагает все это своему товарищу, вместе с которым они так прилежно защищали границы советского государства - в том числе и от наркотиков, что делают из детей тиктокеров.
Вместо того, чтобы прямо рассказать о том, что его патронируют "федералы", Белов делает козью морду и отказывается принимать слова "Фары" всерьез. Хотя казалось бы, в чем тут проблема? На фоне его предыдущих "подвигов", сообщить кунаку о таком нюансе, как чекистская крыша - дело пустяковое. Но даже если и нет - произведем чудовищное насилие над здравым смыслом и поверим сценаристам - то все равно непонятно отчего Белов не мог собрать на лице мимических морщин и активной жестикуляцией передать общий смысл своего отказа: дескать и рад бы продавать москвичам наркотик, да не могу, есть серьезные причины.
Вместо этого он придумывает какие-то "рабочие", то есть несущественные отговорки, естественно никого не могущие убедить. Не убеждают они и Фархада, которые решает сбыть имеющуюся при себе наркоту москвичам самостоятельно. На его счастье, оказалось, что офис Белова уже давно - или недавно - прослушивает и просматривает наш друг Каверин, очевидно затаивший на Сашу некоторую обиду и за Муху, и за собственные погоны капитана советской милиции.
Затем начинаются чудеса, следите за руками. Сперва Володя убеждает Бека приобрести таджикский "товар", затем приказывает его людям убить Фару, а затем сдает шефа Белову. При этом Бек изначально "дает добро" именно на покупку наркотиков, зная при этом, что таджик в связке с Белым, но после, уже когда Каверин приносит ему оба чемодана (с деньгами и наркотой) - благодарит за удачно проведенную операцию.
Сцена убийства, во время которой отчетливо видны люди у стены, случайно попавшие в кадр.
За что?.. А, ну да.
Так, стоп. Этого не может... а нет, смотрите - именно так всё и было. Вот и Бек прямо в сериале сказал Каверину - "а ты свой хлеб не зря кушаешь, Володя". "Я, - говорит он, - доволен". После чего умирает в сауне от разрыва гранаты. Возглавивший группировку Каверин торжествует, тут же сдавая Белова федералам, но уже без всякого результата. Тем не менее, на Лубянке настойчивого Володю замечают, отмечают и начинают поддерживать, поскольку Игорь Леонидович находит его "перспективным" и даже противовесом - Белову, конечно.
Кому же еще?
И тут... нет, все-таки как это понять?! Почему Каверин командует людьми Бека? Почему Бек, зная о том, что Фархад далеко не простой таджик, а еще и друг авторитетного человека, последним узнает о том, что его распоряжение купить товар творчески переработано в команду "всех убить" - и реагирует на это не пулей в голову Володи, с последующим тяжелым объяснением перед Сашей и его среднеазиатскими товарищами, а благодарностью за... за что? За "подставу"?
Даже Гитлер, человек злой, не сказал Муссолини: "а ты свою нефть не зря получаешь, Бенито, я доволен" - за то, что тот втянул его в войну с греками. А ведь для Бека война с группировкой Белова - это вовсе не тоже самое, что операция "Марита" для вермахта. Но Бек к войне и не готовился, а потому принял неожиданную смерть закутанный в полотенце. В сериале все это объясняется очень просто - Фархад-де не сообщил Белову о том с кем собирается иметь дело, а потому лишь предательство Володи открыло бригаде глаза на... но Бек-то этого не мог знать! даже если опустить тот момент, что он в принципе не собирался убивать Фару, то откуда ему вообще было знать о том насколько информированным являлся Белов?
Ну и пусть.
Между тем, храбро полетев в Таджикистан грузовым рейсом, Саша убеждает отца Фархада в собственной невиновности, а проблема сбыта наркотиков в Москву чудесным образом разрешается сама собой, без лишних слов. Ее больше нет, прямо как французской армии после Седана.
Ну и ладно.
Можно было бы отметить храбрые и умелые действия бывшего оперуполномоченного, сумевшего с изрядным риском для себя предотвратить поток таджикского яда в Москву, но сценаристы этого делать не стали - и мы не будем. Так или иначе, но первый раунд третьего противостояния остается за Кавериным - он втихую использует Сашу для собственного продвижения по преступной карьерной лестнице и занимает по отношению к группировке позицию союзника. Очень коварного союзника.
Каверин сдает Бека. Главная и единственная улика - диктофонная запись, на которой слышен голос Бека, распорядившегося приобрести партию наркотиков у Фары.
Наш старый знакомый Макс устраняет Бека - за прошедшие время он успел стать главным ликвидатором группировки.
Почти сразу же после этих событий сериал переносит нас в раннюю осень 1994 года, где мы и узнаем, что Космос начал "нюхать" и слушать, но не "блатняк", как можно было бы предположить, а Володю. Казалось бы, что события 1989 года должны были внушить участникам беловской группировки известные опасения в отношении родственника Мухи, но этого не случилось, а потому... а потому посредством Каверина Космоса сводят с уважаемым вором Лукой, который хочет продавать оружие в Чечню.
Воры. Оружие. Чечня. Белов?..
Белов, у которого - внезапно - оказываются какие-то "подвязки" в страну тейпов. Ладно, в Европу - через фирму Лапшина, допустим. Хорошо, и в Таджикистан тоже, но Чечня?.. На всякий случай, я покрутил сейчас свой глобус-бар и скажу вам откровенно - хотя мы, люди православной русской веры, одинаково презираем и тех, и этих "чурок", но законов географии это отменить не может. Между двумя республиками огромное расстояние - просто поверьте мне на слово.
Тем не менее, новая диспозиция выглядит именно так - ворам очень нужно продавать в Чечню пистолеты, а без Белова этого сделать ну никак нельзя. Белый же торговать оружием решительно не хочет, ибо думает и говорит о легализации бизнеса (и наркотрафика - да, Саша?), а потому играет в теннис с господином Зориным из администрации президента, совсем позабыв про Игоря Леонидовича и его контору.
А тот и рад о себе напомнить - вам, говорит наш чекист, надо согласиться с предложением Луки. Выходит, что за ворами тоже стоят чекисты, которые хотят поддержать стволами антидудаевскую оппозицию в Чечне? Видимо, все дело обстоит так - патронируемый чекистами Каверин сводит патронируемых чекистами воров с патронируемой чекистами же группировкой Белова. Тут очень нужна мем-плашка Genius, но мы тертые калачи и обойдемся одним лишь алфавитом.
Казалось бы, что у Лубянки все схвачено, ведь вся интрига фактически ведется среди подшефных предприятий - как если бы я боролся на пальцах сам с собой - но поскольку у Игоря Леонидовича при виде Белова теплело на сердце и холодело в руках, то он все никак не находил возможности сообщить Саше о том, что фирма Лапшина досталась ему не просто так, а... ну хотя бы за красивые глаза. В результате этого либерализма Белов нагло отвечает чекисту, что отношения надо строить на взаимовыгодной основе, а с администрацией президента ему и сам черт не брат.
Смелый и решительный, прямо как в ориентировке 1991 года.
Надо все же добавить, что определенная ирония и даже некоторая историчность в этой сюжетной арке присутствуют, поскольку российско-советско-и-опять-российская традиция спецслужбистских-спец-игр характеризуется именно такими сложными схемами, с моментальной потерей контроля над ними в критический момент.
Дегаев, Азеф и т.д., и т.п.
Другое дело, что авторы об этом и не думали, а думали они об извечной проблеме с мэрисьюшными персонажами, удачу и везение которых нужно время от времени прерывать кризисом, возникающим для главного героя столь неожиданно и неотвратимо, что и армия Блюхера для Бонапарта.
Набожный Игорь Леонидович с семейством.
Как видим - чекист живет скромно и пиджак боевых орденов висит прямо у окна.
Поэтому осенью 1994 года Белов, еще вчера боявшийся проболтаться Фархаду о собственных связях с конторой, смело посылает чекистов на три буквы. Оружием торговать - это не наркотиками, в этом нет благородства, нет чести. Он прямо как "Миса" и "Мать Драконов" - может приказать распять сотни привилегированных семей, не вникая в степень коллективной вины каждой из них, но никогда не унизится до... ммм... какие там военные преступления были у Ланнистеров? Подставьте какое-нибудь на свой выбор.
Итак, Саша говорит свое "нет" и... преспокойно живет себе дальше, совершенно не ожидая от чекистов и воров какой-либо "подляны". Он как Бек, только Белов - с той лишь разницей, что покойный авторитет ничего не знал, а Саша знал всё, но... не верил? не думал об этом? забыл по рассеянности?
Я не знаю.
Последовавшие за этим события наполнили несколько серий саги, но в общем всё очень просто. На Сашу совершается покушение - конечно же неудачное. Он скрывается на конспиративной квартире, доверяя только Филу, а его жену и ребенка прячут где-то в сельской глубинке... Мать же оставляют на прежнем месте - то ли Белов был уверен, что его родительницу не тронут, то ли не знал, но... в общем, ее оставляют.
Тут же нам дают понять, что за организацией покушения стоит именно Лука, но вовсе не Игорь Леонидович - впрочем, мы и так знаем, что этот добряк простил бы Саше и не такое - а также то, что Каверин этим действием воров почему-то недоволен. Как и в деле с Фархадом, этого тоже не может понять никто - ни Лука, ни его чеченские друзья, ни я сам. И в самом деле, с чего бы это жизнь Белова стала так важна для Каверина - особенно в смысле ее сохранения? В разговоре с Лукой Володя говорит о том, что без Белова им не с кем будет "работать", на что вор резонно показывает на Космоса - с ним. "С ним и будем", - говорит он, не напоминая Каверину о том, что тот после убийства Бека преспокойно занял место покойного и "работал" себе и в ус не дуя.
Авторитетный вор Лука постановляет - Белого в расход.
Ну хорошо, не будем мучить коллективный дух сценаристов, а просто укажем на то, что в конце концов воры нашли семью Саши (как и ожидалось, его маму эти благородные люди не тронули) и фактически взяли их в заложники. Лука предложил Белову встретиться и поговорить, а сам коварно попросил Каверина нанять киллера и убрать Белого во время предстоящего "толковища". Удивительное дело - вот и еще один преступный авторитет почему-то поручает ключевую задачу Володе, который напрямую ему не подчинен. Располагающие видать манеры у бывшего милиционера - и Бек, и Лука просто не смогли устоять.
Недовольный Каверин сообщает федеральным кураторам о решении Луки и, получив соответствующие указания, ангажированный Володей киллер убивает на "стрелке" вора... а Саше Игорь Леонидович просто еще раз приказывает продавать оружие в Чечню. Как и говорил Лука, заменить можно всех - даже и его - но только не Белова. Он решительный! и он стремительный! Великое дело - сила любви, особенно если она исходит от крупного чина ФСБ РФ. Тогда и киллеры выстрелят куда надо, и товарищи не осудят за проступок, и... но не будем обращаться к истории России после 2000 года, а вернемся в "проклятые девяностые" нашего сериала.
Основные боевые силы группировки осенью 1993 года выглядят просто жалко. Какого поросенка с хреном у Белова меньше стволов чем у вора Луки? Кто тут соучредитель, у кого федеральная крыша и связи в администрации президента? Не верю.
Сверхлысый киллер Каверина.
Осень прошлой серии сменяется весной 1995 года. И нас сразу же знакомят с изменившейся диспозицией - Саша много пьет и торгует оружием, а Космос много (уже совсем) нюхает и мешает Белому торговать оружием.
Казалось бы, почему?
Потому что - сейчас, сейчас, приготовьтесь - Космосу Юрьевичу совестно. Он не хочет, чтобы русским оружием убивали русских людей в форме. Гангстеры, которых мы заслужили: сценаристам мало того, что в отличие от дона из американской саги "Крестный отец" Белов не продает наркотики (в Москве, а не в Европе) вовсе не потому что не хочет торговать ими принципиально, а потому что ему "нельзя", так у нас еще и совестливый Холмогоров младший!
Хорошо, пусть так.
Но тут самое время еще раз пораскинуть мозгами - в какой именно момент чекисты стали гнать оружие не оппозиции Дудаеву, а ему самому, прямо во время Первой чеченской войны 1994 - 1996 гг.? Здесь мы обнаруживаем сюжетную дыру такого размера, что заштопать ее не удастся уже никому. С одной стороны, Игорь Леонидович у сценаристов (и нас) вне подозрений, поэтому Гантемирову - так Гантермирову (зачем, правда, после декабря 1994 года такие сложности с Беловым, если можно просто - как это и было в реальности - выдавать оружие с армейских складов?), но откуда тогда у Космоса эти нравственные страдания, равно как и представители "горных князей" в Москве?
Непонятно.
То есть, где-то за кадром вырисовывается некая схема решительного чекистского проникновения куда-то с чем-то, юрким ужиком переползшая от поставок оружия "своим чеченцам" к поставкам его же, но уже чужим вайнахам, однако это уже чистая конспирология, причем ничуть не оплаченная создателями сериала. Они-то поступили очень просто, прямо как карточные кидалы средней руки: сперва подробно объяснили правила игры, а потом, в финале, изменили их. Так и тут - вот Белый не хочет поставлять оружие в Чечню, а вот он уже вооружает боевиков.
Бывает.
Довольный устранением Бека Каверин встречает новый 1995 год.
Карта Чечено-Ингушской ССР и дудаевские боевики.
Но проблема в том, что Саша - человек хороший. Он не хочет продавать оружие боевикам. Еще меньше этого хочет Игорь Леонидович, в октябре 1993 года укрывший российский флаг траурной повязкой. Вероятно, что продавать оружие хочет только Каверин, но он, как и Космос, в этом деле фигура не самостоятельная и решений принимать не может. Поэтому оружие все-таки продается, хотя никто, повторяю, никто этого не хочет.
Рок, ужасный рок преследует лучших персонажей отечественной гангстерской саги. Один мечтал стать вулканологом, а стал главой ОПГ. Другой хотел поставлять пистолеты друзьям России, а в результате вооружил чеченских сепаратистов. Третий хотел грабить и убивать, а вместо того испытал чувства нравственного раскаяния и наркотической ломки.
Беда, беда - огорчение.
...
Увидимся в следующей части нашего документального сериала "Фарт и подляны Саши Белого".
|
</> |