“Caramelle da uno sconosciuto” (Карамель от незнакомца) (1987)


.
На похороны погибшей приходят только несколько человек, все они из числа ночных бабочек, и для любой из них очередное ночное дежурство может оказаться последним. Что для Анджелы, которая занимается проституцией втайне от семьи, полностью её, семью, таким образом обеспечивая, что для Моники, которая в одиночку воспитывает неродную для себя дочь. Понимая, что рассчитывать на полицию не стоит, одна из старших «бабочек», Надин, собирает знакомых: пусть не организовать отряд сопротивления, но хотя бы минимально себя – и их – обезопасить. Например, снабдить каждую средствами самозащиты, попытаться сделать так, чтобы все встречи с клиентами происходили в хорошо освещённых местах и желательно не поодиночке. Однако убийства продолжаются. Кто этот псих с бритвой – сошедший с ума любитель плотских утех, которого наградили дрянной болезнью, обозлённый на проституток полицейский? Или – почему нет – та же самая Стелла?
.
Один из тех фильмов, особенности которых и имена создателей обсуждать куда интереснее, чем сам фильм. Начнём. «Карамель для незнакомца» - первая и последняя режиссёрская работа Франко Феррини, хорошо известного в итальянском кино сценариста, долгое время работавшего с Дарио Ардженто (от «Феномена» и «Синдрома Стендаля» до «Игрока» и «Тёмных очков») – и действительно, если вы так долго сотрудничаете с одним из отцов giallo, то что ещё вы можете снять, задумавшись о первом полностью самостоятельном фильме? Впрочем, не Ардженто единым, на счету Феррини также сценарии к «Собору» Микеле Соави и обеим частям «Демонов» Ламберто Бава, не говоря уже о множестве внежанровых работ, в том числе с мировой известностью. Так, к примеру, криминальная сага «Однажды в Америке» Серджио Леоне – тоже его рук дело. Или «Кровь и шоколад», драма, известная по большому счёту только в Италии, но принятая зрителями «на ура».
.
Есть ряд и других, не менее любопытных моментов. Первый: то, что первую жертву маньяка Феррини сознательно оставил безымянной, она просто «Романа», то есть «девушка из Рима». Второй: её смерть, чистой воды оммаж «Крови и чёрным кружевам» Бава-старшего. Третий: странновато непривычный для giallo упор на соцреализм – драмы в «Карамели», пожалуй, в разы больше, чем ужасов или детектива. Более того, название у фильма – самое обычное, вопреки традициям поджанра отнюдь не витиевато-бессмысленное, крови и жестокости – минимум, вариативность убийств отсутствует как класс, обнажёнки почти нет, да и психопата в чёрных перчатках – того тоже нет! Финальный твист при этом сколь неожиданный, столь и… логичный. Феррини снял (правда хорошо и хорошо по всем статьям) слишком нестандартный, слишком умный giallo, чтобы его поняли и приняли тогда, в конце восьмидесятых, когда «жёлтые» фильмы вымирали как класс. Тем приятнее вспомнить о нём сейчас.
.
7/10
|
</> |