Бунт экстравертов
andeadd — 26.11.2019 Вроде как никто уже в наше время не спорит с тем, что русское слово ПУСТОТА - не вполне адекватный перевод соответствующего буддистского понятия. Т.е. в буддизме речь идет не о пустоте, а о, скажем так, "территории взаимопорождения".Классическая иллюстрация: два зеркала, существующие в виде отражений, напротив друг друга. Стоит убрать одно отражение, как исчезнет и второе (или наоборот - убрать второе и исчезнет первое), что говорит о том, что у этих зеркал/отражений нет автономного бытия. Они могут существовать только в системе. Ничто1 + Ничто2 = Нечто. Взаимопорождение.
Наверняка в соответствующей БУДДОЛОГИЧЕСКОЙ литературе умные дяди, рассуждая об этом, проводят параллели со структурализмом. Не читал, не знаю. Но по идее-то схема такая же - согласно структуралистской теории, у объектов нет независимой сущности. Поэтому любому объекту можно дать только негативное определение - через то, чем означаемый объект НЕ является.
То бишь, например, единственное корректное структуралистское определение жопы звучит так: "жопа - это то, что не-голова, не-рука, не-спина" и т.д.
Никакой собственной СУЩНОСТИ у жопы нет, жопа существует только как часть СИСТЕМЫ и определяется она только как нечто, НЕ являющееся другими частями системы.
То же касается ЛЮБОГО понятия, обозначающего какой-либо объект. Объектов как таковых НЕТ, есть только отношения между ними; СИСТЕМА, структура. Только в структуре, на контрасте с другими её составляющими, может возникнуть иллюзия наличия объекта. То есть вместо
Ничто1 + Ничто2 = Нечто
корректнее говорить
Ничто-не2 + Ничто-не1 = Нечто.
Соответственно, нет и субъекта. Потому что какой же может быть субъект Вася, если единственное правильное определение Васи - "Вася - это не-Маша, не-Коля, не-Миша" и т.д.
Херня это, а не субъект.
И тут, чтобы стало совсем бесяво и непонятно, мы переходим к соционике.
* * *
В классической соционике экстраверт - это тот, чье внимание приковано к объектам внешнего мира (и он их естественно воспринимает как ОТДЕЛЬНЫЕ и имеющие сущность), а интроверт - тот, кто занят СООТНОШЕНИЯМИ объектов.
То бишь любой экстраверт - это прирожденный картезианец (уверенный в том, что объекты имеют независимое бытие), а любой интроверт - это прирожденный буддист/структуралист (который в упор не видит непосредственно сами объекты, но сконцентрирован на их соотношениях).
Получается, что начало Нового Времени, то есть переход от премодерна к модерну, - это Великий Бунт Экстравертов.
Т.е. Декарт, Ньютон и их единомышленники в XVII веке заявили: "Тысячи лет интроверты рулили, пора бы и честь знать. Отдельные объекты (и отдельные субъекты) не просто ЕСТЬ, их существование - это краеугольный камень, на котором мы будем строить небывалую доселе систему мировоззрения".
А мы, несчастные интроверты, уже 400 лет не можем к этой чокнутой экстравертной парадигме приспособиться.
|
</> |