Букварь социальной истории живописного стиля
inga_ilm — 18.01.2024Антанелло де Мессина. Благовещение, 1475.
или - "Живопись и опыт в Италии XV века", - так называется книга значительного английского ученого, нашего современника, который изменил взгляды на историю искусств. впрочем, Майкл Баксандалл был уверен что должно существовать много видов истории искусства и предложил свой подход, который набирает силу.
в юности Майкл собирался стать писателем, а пока совершал положенный с Возрождения, всякому приличному человеку - Гранд-тур (до недавнего времени считалось, что перед выбором образования, молодому человеку необходимо посетить страны Европы, предаваясь чтению и размышлениям). так вот, во время путешествия по Италии, в поисках объяснений увиденному, Майкл Баксандалл для себя обнаружил книги авторов "Венской школы искусствознания" (Варбург, Вёльфин, Панофский, Зедльмайр, Кассирер) и решил изменить свою судьбу, он примкнул с этому яркому научному течению. достаточно скоро он станет профессором Института Варбурга.
"Живопись и опыт в Италии XV века" это уникальная книга, которая обязательна для прочтения каждому начинающему историку искусств, действительно "букварь", автор нисколько не ошибался, давая своему труду такое название. это подробные рассуждения о связи между стилистикой произведения и социальными составляющими эпохи. но я уверена, что книга будет интересна всякому, кто интересуется искусством. и, даже перечитывая сейчас, я нахожу для себя все новые и новые смыслы. хочу побаловать картинками (все они из Вики), сопровождая его комментариями (точнее сокращенным вариантом, моего авторства).
потому что, если честно меня, достал современный подход к рассказам о картинах. сотни каналов в Телеграмме и блоги на всех площадках заняты тем, что дают описание тому, что видит не слепой. и все кругом, забито этой сладкоречивой чушью! задача историка искусства, искусствоведа - раскрыть значение изображения, а не написать сочинение для третьего класса.
Сандро Боттичелли. Паллада и Кентавр. 1483
это пример, как на композиции картины - компоновку фигур в эпоху Возрождения, влияет танец. отношения между героями здесь запечатлевают весьма конкретный ballo in due - танец на двоих.
сутью танца тогда считалось - физическое движение, которое непременно передает движение мысли, стремление души. так картины "Рождение Венеры" и "Весна", демонстрируют нам танец, точнее абсолютно конкретную схему, которую придумал, описал и ввел в моду Лоренцо Великолепный.
Сандро Боттичелли. "Весна" (1482) и ниже "Рождение Венеры" (1484).
эти знаменитые картины адресованы в первую очередь той аудитории, которая имеет "опыт театра", навык интерпретации выстроенных групп. и наша задача - задача зрителя, оценивать произведения не согласно современным представлениям или искать схожесть с живыми людьми, или тупо описывать фигуры, но попытаться разобрать сообщение оставленное нам, чтобы насладиться мыслью.
помимо танцев, уже почти неразличимых нами, на полотнах жили и полноценные кодексы жестикуляции. Баксандалл предлагает каждому составить для себя в уме такой словарь движений, с тем чтобы потом полнее взаимодействовать с изображением. в книге он приводит выдержки из трактатов для проповедников, которыми пользовались и художники. современникам этот язык был хорошо знаком. вот например:
- когда говоришь о торжественной материи, слегка выпрямись и сделай указующий жест начальным перстом.
- когда говоришь о жестокости или злодеянии, сожми кулаки и потряси ими.
- когда говоришь о небесных или божественных материях, возведи глаза горе и укажи перстом на небо
- когда говоришь о чем то добром, кротком или смиренном, приложи руки к груди
- когда говоришь о священном или благочестивом, воздень ладони
Фра Анджелико. Коронование Девы Марии. 1442
посмотрите, как пользуется этим знанием несравненный Брат Ангелов (в миру Гвидо ди Пьетро)
таким образом, знакомые нам штудии положения руки - у Беноццо Гоцолли, у Микеланджело, и далее, не просто изучение анатомии, но поиск красноречивого жеста, который не даст нам ошибиться в прочтении высказывания на полотне.
Мазаччо. Изгнание из Рая. 1425
этот подход дает нам возможность обнаруживать и многие нюансы в передаче чувств. перед вами оттенки эмоций. Адам - закрывает глаза пальцами, что означает испытывает стыд. а Ева положила ладонь на грудь - что означает горе.
это всего лишь выдержки из одной главы - о жесте. но представляете, какая сокровищница эта книга? пойду-ка еще почитаю-ка )
|
</> |