А вот интересная тема нарисовалась: можно ли винить мать, если со взрослыми детьми происходит «что-то не то». Например, если они начинают пить, курить, ругаться матом, гонять гусей или садятся в тюрьму.
А вот интересная тема нарисовалась: можно ли винить мать, если со взрослыми детьми происходит «что-то не то». Например, если они начинают пить, курить, ругаться матом, гонять гусей или садятся в тюрьму.
Так-то понятно, что по закону мать за сына не ответчик. Но если что-нибудь случится, то у общества все равно возникнет два вопроса:
А) Что же там за мать такая?
Бэ) Почему жена ничего не знала?
Фигура отца обычно остается в кокетливой тени, по крайней мере, в нашем родном российском варианте, а восток – дело тонкое.
Так в каких же случаях у нас винят мать, причем часто - несправедливо?
Нет, понятное дело, если мы сейчас вспомним какого-нибудь Мохова, Спесивцева или Ческидова (это больной мужчина, в течение долгих 14 лет удерживающий пленницу в своем доме в Челябинской области), то там роль матерей просматривается, и немалая. В том случае, когда мать знает, чем занимается ее корзиночка, да еще помогает в этом – это уже не мать, а возможная соучастница. И претензии к ней именно такие.
Но бывают случаи, когда люди давно живут отдельно. Или когда мать – сама жертва агрессивного поведения своего ребенка. Вот у нас когда законы рассматривают, принимать или не принимать, почему-то сразу видят картинку: муж и жена. На самом деле, в большой степени опасность касается и матерей. Они, во-первых, часто готовы оставаться с ребенком до последнего, в его болезни или зависимости, воспринимая это как свой крест. Во-вторых, матерям у нас приписывают некое всемогущество, возможность влиять как угодно на судьбу ребенка. Следовательно, если судьба не очень – без влияния матери не обошлось.
На самом деле, тут важно отделять мух от котлет. Делала ли мать что-то, чтобы из ребенка вырос зверенок? Некоторые матери - делают. Как мать Чикатило, например. И отцы некоторые делают, как тот известный дедушка в произведении Горького. Вот с них и спрос. А некоторые – заботятся, все делают правильно, сдувают пылинки, и вдруг… Я считаю, что с каждого человек надо спрашивать за его поступки. А не распространять проступок сына на нее автоматом. У нее и без этого вся душа наизнанку выворачивается. Это боль, в которой она часто остается одна. Вернее, наедине с виной, которой нет.
На психотерапию, как известно, существует мода. И сейчас модно искать причины любой беды, в том числе и зависимости, в семье. Но вот что именно должна делать семья, чтобы ребенка поглотила бездна…
Понятное дело, что под подозрение попадут семьи потомственных алкоголиков, жестокие тираны, типа того самого дедушки, причем и в женском варианте тоже – мамы некоторых балетных «лебедей» бывают не лучше… Но если бы все было так просто. Зависимости – это болезнь не только индивидуальная, но и социальная. Чужая зависимость приносит деньги, поэтому в нее втягивают, вербуют, ее распространяют, как гниль. А есть еще личные качества человека – ведь иногда можно остановиться, отловить себя на подлете. Терпеливо лечиться, понимать, что всю жизнь ты не в здоровье, а в ремиссии. А можно медленно, но верно опускаться на дно.
Обычно порядочным матерям, потерявшим детей в зависимости, «шьют» такие грехи, как излишняя занятость, неумение воспитать, объяснить… Но ведь это не только их обязанность… Когда-то в непуганый девственный СССР хлынули запрещенные вещества. И последствиях их употребления не были очевидны так, как нам сейчас. И бороться с этой заразой было особо некому, учитывая состояние милиции в то время. А вот хищников, нажившихся на этом, были целые роты. И вот положи на одну чашу весов все это. А на другую – усилия загнанной матери, пытающейся заработать рубль, чтобы накормить семью… Что перевесит? Не знаю…
Давно поняла, что в области психического и психологического здоровья у нас тьма египетская. Люди находятся в плену стереотипов, мало знают и многого боятся. Впрочем, с другими болезнями, особенно экзотическими, не лучше. Не зная о причинах их появления, всю вину сваливают на матерей. Может быть, курила при беременности? А может, вина выпила? А может, гуляла с разными? И чем серьезнее заболевание, тем больше накручивается это ерундистики. В итоге матери самых тяжелых детей, самоотверженно пытающиеся их вытащить – в глазах некоторых первые гуляки. Ну или просто рожать правильно научились. Или нарочно передают плохую наследственность. Говорю же, тьма египетская.
Жду очень, когда общество научится отделять беду матери и от вины матери. И спрашивать с нее за ее поступки, а не за то, что она не может контролировать. Когда наступит такое время? Честно – не знаю.
|
</> |