Будущие трущобы под Самарой — что с ними делать?

топ 100 блогов gre4ark18.11.2019
Будущие трущобы под Самарой — что с ними делать?

У городов бывают разные проблемы: транспортные, коммунальные, архитектурные и многие другие. Но чаще всего мы обсуждаем физические проблемы, которые можно потрогать: дырки в асфальте, текущая крыша, грязные маршрутки и так далее — никому не нужно объяснять, что это проблема и её нужно решать.

Но проблемы социума вечно обходят стороной: зачем тратить на это своё время и силы, если их даже не видно? Но если их нельзя потрогать, это не значит, что их нет. Более того, транспорт, архитектура, дизайн и прочие материальные сферы напрямую влияют на самочувствие общества и каждого конкретного человека.

Сегодня я вам покажу новый район под Самарой, в котором нет ни одного человейника, но который уже сейчас становится огромной будущей проблемой для всего города.

Транспорт

Микрорайон назвали «Крутые ключи», хотя все называют его в честь автора проекта, Кошелева. Район построили в поле у самарской Меги.

Будущие трущобы под Самарой — что с ними делать?


Из центра города без пробок сюда можно доехать примерно за час. С пробками в 2-3 раза дольше. Общественный транспорт представлен маршрутками и ПАЗиками, ехать на них просто унизительно и дольше минут на 30. Рядом есть жд станция, но электрички ходят крайне редко, путь до того же центра может занять часа 2-3.

Будущие трущобы под Самарой — что с ними делать?


Район уже заселён, сейчас строят новые очереди. Но зависимость от автомобиля убивает не только всю среду района, но и всю Самару — каждое утро десятки тысяч людей на своих машинах едут из пригорода и блокируют улицы города. Внутри микрорайона даже в выходные случаются пробки.

Будущие трущобы под Самарой — что с ними делать?


Планировка

 С воздуха этот район напоминает...

Будущие трущобы под Самарой — что с ними делать?


... концлагерь:

Будущие трущобы под Самарой — что с ними делать?


Разработчики проекта даже не пытались работать с застройкой и разделять как-то пространство на публичное и частное. Вы никогда не поймёте, где двор, а где улица:

Будущие трущобы под Самарой — что с ними делать?


Работал принцип Ctrl+C — Ctrl+V. Даже самые скудные советские спальники так не делали. Здесь нет ни одной доминанты, никак не учитывали пешеходные пути и разнообразие. Стройные ряды одинаковых домов и точка:

Будущие трущобы под Самарой — что с ними делать?


Лишь построенный храм как-то завершает бульвар и служит доминантой, но вышло это скорее всего случайно.

Будущие трущобы под Самарой — что с ними делать?


Обычно в рассказах про новые районы в той же Европе я уделяю внимание паркам, дизайну улиц и прочим деталям общественных пространств. Здесь таких пространств нет. Более того, я почти уверен, что улицы и проезды оформлены как дворы, то есть жители юридически могут их закрыть — это не общественные пространства. 

Будущие трущобы под Самарой — что с ними делать?


Иногда встречаются скамейки и какие-то зоны отдыха, но комментировать их нет никакого желания:

Будущие трущобы под Самарой — что с ними делать?


Иногда встречается бизнес, но чаще всего это наливайки:

Будущие трущобы под Самарой — что с ними делать?


Зато ряд проездов блокированы с одной стороны, что исключает транзитный трафик через них. Это хорошо, но площадки под пожарную технику запаркованы — спецтехника не сможет развернуться и проехать.

Будущие трущобы под Самарой — что с ними делать?


Основное место жизни — Мега, где есть магазины, еда, кино и всё остальное. Вот только торговый центр подменяет собой город, это очень плохая тенденция и признак больших проблем.

Будущие трущобы под Самарой — что с ними делать?


Дизайн

Дома под копирку, отличить свой дом от соседнего можно по очень небольшой табличке с номером или марке покрышек соседа на балконе:

Будущие трущобы под Самарой — что с ними делать?


Цвета и штукатурка приятные, но без разнообразия это превращается в ад:

Будущие трущобы под Самарой — что с ними делать?


Создать уникальность дома можно без лепнины с помощью краски, то есть можно было сделать в разы лучше без лишних затрат — всего лишь нужно было позвать архитекторов для выбора паттерна. Но увы:

Будущие трущобы под Самарой — что с ними делать?


Даже в новых очередях, где есть закос под новый дизайн, на все дома наносят  один и тот же рисунок:

Будущие трущобы под Самарой — что с ними делать?


Сами дома нейтральные и без замахов на шедевр — это могла бы быть хорошая фоновая застройка, но без доминант и разнообразия это не работает.

Будущие трущобы под Самарой — что с ними делать?


С дизайном пространств всё плохо. Даже если забыть про индивидуальность среды и интересность, остаётся очень много вопросов к качеству:

Будущие трущобы под Самарой — что с ними делать?


Наличию и ширине тротуаров:

Будущие трущобы под Самарой — что с ними делать?


И безбарьерной среде:

Будущие трущобы под Самарой — что с ними делать?


Понимаю, выходить из дома и машины в таком районе лишний раз не хочется, но это не повод издеваться над родителями с колясками и другими маломобильными. Уж опустить бордюры в чистом поле явно можно было без проблем:

Будущие трущобы под Самарой — что с ними делать?

 

Местные помойки — с полуподземными баками, что хорошо, но вот их вид вызывает ужас. Этот ужас испытывает каждый житель района при приближении:

Будущие трущобы под Самарой — что с ними делать?


Аналогично с подъездами — их оформление скорее напоминает мусорокамеру:

Будущие трущобы под Самарой — что с ними делать?


Каждый житель дома минимум два раза в день испытывает микростресс от такого подъезда, даже если не замечает этого:

Будущие трущобы под Самарой — что с ними делать?


Для сравнения, подъезд нового дома эконом-класса в Екатеринбурге:

Будущие трущобы под Самарой — что с ними делать?


Зачем люди это покупают?

Здесь преимущественно однушки и двушки. Цены на вторичку начинаются примерно с 900 тысяч за однушку и доходят до 2 млн за двушку. Иными словами, сюда как правило едут люди с небольшим достатком и молодые семьи, для многих это первая личная квартира.

Будущие трущобы под Самарой — что с ними делать?


Ситуация классическая — люди смотрят на ценник и не оценивают дальнейшую цену жизни и риски. Это глупо с точки зрения вложения своих денег, но люди пытаются решить первичную задачу: съехать от родителей и иметь свою крышу над головой, тёплый туалет внутри дома и всё. С учётом других новостроек города подобного класса с 10-20-30 этажами и асфальтовыми дворами, этот вариант кажется очень даже приемлемым. Вот только низкая цена на входе оборачивается большими затратами жизни: нужда в машине, бензин, потерянное время в пробках — это всё стоит денег.

Будущие трущобы под Самарой — что с ними делать?


Место нашей жизни определяет стиль нашей жизни: будем ли мы ходить пешком и вести здоровый образ жизни, сможем ли встречаться с друзьями, как дети будут контактировать со средой и на что вообще мы будем тратить время. Именно поэтому одинаковые по площади квартира в типовом доме в поле и в историческом центре будут иметь разную цену — в центре ты получаешь в разы больше общественных благ.

Будущие трущобы под Самарой — что с ними делать?


Что может случиться в будущем с этим микрорайоном

Запросы людей имеют свойство повышаться: сегодня молодая семья довольна этим районом, через год они посчитают затраты на бензин и время поездок, ужаснутся и захотят более удобное место для жизни. Этот район этого предоставить не может, здесь даже трёшку купить невозможно.

Будущие трущобы под Самарой — что с ними делать?


В рассказах о новых районах других городов я делаю упор на транспортную доступность, окружение и разнообразие: даже если ты хочешь купить квартиру получше, это можно будет сделать в том же квартале. Разнообразие квартир и домов упрощает переезд, создаёт меньше проблем с транспортом, школами и прочими деталями жизни — всё это ментально привязывает человека к городу, делает его жизнь проще и приятнее. Здесь такого не будет, даже храм не спасёт.

Будущие трущобы под Самарой — что с ними делать?


Ещё одно важное свойство разнообразия жилья — социальная стабильность. Когда район заселён примерно одинаковым классом людей, это становится бомбой замедленного действия. Высок риск зарождения трущоб: люди будут покидать район в поисках жилья получше, спрос может оказаться меньше предложения, цены начнут падать, район — заселяться маргиналами и мигрантами. В итоге может случиться социальный взрыв, решать его придётся всем городом за общий счёт.

Будущие трущобы под Самарой — что с ними делать?


Что делать-то?

Следует детально изучить жизнь нового района. У нас этим никто не занимается, хотя это кладезь для социологов и очень полезно для застройщиков. Местные мне рассказывали, что район уже стал заполняться мигрантами. Надо понять, кто уезжает и почему. Уверен, это может быть интересно местным ВУЗам.

Будущие трущобы под Самарой — что с ними делать?


Надо срочно решить вопрос с зависимостью от машин — это уже общегородская проблема. Слава поездам, тут есть железная дорога: нужно пустить электрички каждые 15-30 минут, которые будут интегрированы в общегородской транспорт. Это сложно и дорого, но в разы лучше постройки развязок и подземных переходов на пути тысяч жителей Кошелева в Самару.

Будущие трущобы под Самарой — что с ними делать?


В самом районе следует создать сеть велодорожек, чтобы люди могли даже из самого дальнего угла быстро и безопасно доехать до электрички — пешком идти долго, на машине ехать сложно, а велосипед полностью решает задачу.

Будущие трущобы под Самарой — что с ними делать?


Сейчас здесь нет дворов и улиц, сама застройка не предполагает такого — это плохо. За счёт точечного строительства можно закрыть тупиковые проезды: у людей появится приватный двор (желательно без машин), сформируется улица и можно будет предусмотреть нормальные площади и бульвары. При такой застройке особенно важны общественные пространства — про это я не так давно писал

Будущие трущобы под Самарой — что с ними делать?


Новые дома могут стать своего рода доминантами, включить нормальные помещения под бизнес и разные типы жилья: с участками на первых этажах, выходом на крышу, многоквартирные и так далее.

Будущие трущобы под Самарой — что с ними делать?


Отдельная большая работа нужна с самими жителями, они явно не оценят внимание и какую-то новую стройку под окнами. Поэтому сначала именно работа по изучению жизни района, затем работы с формированием соседского сообщества, и лишь потом через обсуждение — возможная достройка и создание новых пространств.  

Будущие трущобы под Самарой — что с ними делать?


К слову, на неделе расскажу про опыт реновации старых спальников в Амстердаме, они тоже наломали дров полвека назад. Пока же можно почитать избранные посты про застройку: там теория, зарубежная практика и примеры новых районов со всего мира.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
По предложению читателей размещаю ответ Леонида Баткина на интервью И.Клямкина и А.Миграняна, опубликованный в «Литературной газете» 20 сентября 1989 г. Л.Баткин. Мертвый хватает живого «Демократический диктатор» – хуже не придумаешь. Продолжаем разговор по проблемам, поднятым в ...
Теперь, конечно, встали важные вопросы. Что дальше? Раньше, понятное дело, эти вопросы никому и в голову не приходили, потому что все знали: сейчас Навального как зарегистрируем, как выберем, и - тут-то власть, развязавшая три войны, убившая десятки тысяч человек, сбившая "Боинг", ...
Мне нравится, когда люди дружат домами. В смысле, семьями. Бабы на кухне кромсают салаты, мужики, втихаря приняв по рюмочке, ждут, когда им накроют стол. Фото: lockerdome.com Сейчас такое -- большая редкость. Дружные семьи собираются чаще в кафе, выезжают на шашлыки или ходят в клуб. ...
Это здание РЭНД корпорейшн. Размером с любое наше министерство. Это один из десятков (!!) мозговых центров США, осуществляющих манипуляцию сознанием по всему миру. Говорю, как человек, который занимался проблемами манипуляции 20 лет, американцы ...
Что ха ха? Считаем 19кг сахара, выход первой перегонки 19л  55%. Вторая перегонка 1л 92% 7,8л 75% и 1.5л 30%. Сахар 45р, а теперь смотрим цены на бензин, скоро будет выгодно самогоном заправлять, я так уже головами ласточку прикармливаю, пусть привыкает, ей нравится. А ...