Буддисты, брамины и Гупта

А в центральной части Индии и в Бенгалии располагалась
культурная и могущественная империя династии Гупта, очень
почитавшая солнце, Адитью и Будду. Буддисты были в большом почете в
империи Гупта, как и во всех деспотических империях.[39]
Деспотическим режимам был выгоден симбиоз с буддистами. Правители
обирали своих крестьян и податное население, чтобы поддержать
пышность двора и могущество наемного войска, поскольку буддисты
проповедовали, что мир иллюзия, и поскольку у тебя отнимают
иллюзорные деньги, иллюзорный хлеб или заставляют тебя работать на
постройке иллюзорной дороги, то тебе все это только кажется. Ты
подчиняйся, так будет спокойнее. Разумеется, индусы подчинялись:
раз пассионарности нет, будешь подчиняться.
Но пассионарный толчок, захвативший долину Инда, повлиял на
индусов так же, как на арабов, в смысле их консолидации, хотя
религиозная концепция у них сложилась совершенно иная. Они
вспомнили, что когда-то была древнеиндусская религия, о которой они
забыли и думать, потому что ее теперь знали только ученые брамины,
которые читали на языке санскрит, а это язык искусственный, вроде
нашего церковнославянского, а простые индусы читать на нем не
могли. Но они очень нуждались в какой-нибудь мудрости, чтобы
выразить свое новое антибуддистское настроение, свою новую
этнокультурную доминанту. И нашелся брамин Кумарилла Бхата.[40]
Очень почтенный человек, который громко заявил, что буддисты
говорят чушь, утверждая, что мир — иллюзия. Похоже, что он говорил
то же, что мой отец:
Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но все в себя вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.
Вывод из этой концепции был крайне прост: бей буддистов и круши
империю Гупта!
Л. Гумилёв "Конец и вновь начало"

|
</> |