Арабы, тюргеши и китайцы
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
А надо сказать, что кочевое население севернее Ташкента и
Чимкента, в горах Тянь-Шаня в Южном Казахстане, было крайне редкое.
Жили в горах Тянь-Шаня тюргеши, ягма и чигили — три племени. А в
степях жили предки печенегов, называвшихся кангар, и сама страна
называлась Кангюй. Предки туркмен — потомки парфян жили вплоть до
Сырдарьи. И этого редкого населения оказалось совершенно
достаточно, чтобы остановить арабский натиск.
Тем не менее сдавшееся население Согдианы, после очень долгой
войны, перипетии которой я опускаю, обязано было или платить
огромный налог, или принять ислам. Они сначала платили, а потом
решили, что лучше примут ислам, а платить не будут. Тогда арабский
халиф в Дамаске заявил: «Нет, то, что вы приняли ислам — это
хорошо, это спасет вас после смерти, это даст вам рай, но деньги
платить вы все равно обязаны». Тогда они подняли восстание.
Восстания сопровождались жесточайшими экзекуциями.
В это время танская агрессия достигла своей кульминации,
китайские войска вошли в Таласскую долину и столкнулись с арабскими
войсками. Это был 751 год. Здесь произошла битва при Таласе, где
три дня сражались регулярные китайские войска, которыми командовал
кореец Гао Сян Чжи, храбрый человек, огромного роста, широкоплечий,
а против него арабские войска, пополненные персидскими
добровольцами из Хорасана, т. е. ставшие тоже регулярным войском;
ими командовал Зияд ибн Салих.
Они три дня сражались, не имея возможности одержать победу. Решило
дело алтайское племя карлуков, которые ударили по китайцам (они
решили, что китайцы хуже, чем арабы). После этого китайская армия
побежала и уже не пыталась больше проникнуть в Среднюю Азию.
Зиял ибн Салих был казнен за участие в заговоре примерно через полгода после одержанной им грандиозной победы. Это случилось потому, что примерно за год до этой битвы у арабов произошел переворот из-за того, что принцип Мухаммеда — организация страны по конфессиональному признаку населения игнорировал этнические признаки. Мусульманином мог стать каждый, кто произносил формулу ислама и соглашался принять обрезание. После чего его зачисляли как потенциальную силу в войска халифа, он числился там и мог служить или не служить, как ему удавалось, но многие предпочитали воевать и приносить домой добычу. А добыча была колоссальная. Например, персидский ковер шахского дворца пришлось разрезать на части, потому что у арабов не было такого дворца, где бы его можно было расстелить. Женщин они приводили в огромном количестве, причем немедленно их распродавали на базарах и по дешевке, потому что женщин-пленниц было много. Их покупали для гаремов. Правда, было сделано исключение для аристократок. Например, дочку персидского шаха Йездигерда продавали по ее выбору: кому она пожелает быть проданной. И перед ней проходили покупатели — ближайшие сотрудники Мухаммеда. Шел халиф Омар — она сказала: «Нет, он очень жестокий». Осман «Нет, он очень слабый». Али — «Очень толстый, — говорит, — не подходит»; его сын Хасан, молодой человек, племянник пророка, сын Фатьмы — она посмотрела и говорит: «У него губы нехорошие, он сластолюбив, он будет любить не только меня, но и других женщин». Когда прошел Гусейн, она говорит: «Вот этому продайте, я согласна». — Тут же оформили сделку. У арабов рабовладение в это время принимало вот такие формы, которые в наше время несколько экзотичны.
Вообще, надо сказать, такой подход был очень разумен. В
персидском домострое XI в. — Кабус-намэ, принятом арабами. указано,
что раба можно покупать только с его согласия, и если почему-то он
поссорится с хозяином и пожелает, чтобы его продали, то лучше всего
немедленно вести его на базар и продавать.[38] Иначе можно
натерпеться с ним неприятностей, каких он и не стоит. Это было
больше похоже на сделку по найму, но оформлялось как
купля-продажа.
Л. Гумилёв "Конец и вновь начало"
![ÐÑада аÑабами СамаÑканда (ФÑеÑки ÐенджикенÑа, до 722 г.) ÐÑада аÑабами СамаÑканда (ФÑеÑки ÐенджикенÑа, до 722 г.)](/images/main/arabi-tyurgeshi-i-kitayci-79043c.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/pasha_popolam/77543864/3778948/3778948_1000.jpg)
|
</> |