Бронекатер Н-15


Бронекатер Н-15, 1938 г. (реконструкция И.И. Черникова, 2000 г.)
Так и захотелось крикнуть:
- Господа, побойтесь бога. Покойный Иван Иванович делал свою реконструкцию, не имея под рукой фотографий. Сейчас-то они есть. Как есть и реконструкция Валерия Спичакова, куда более соответствующая реальному облику катера накануне Великой Отечественной.
Вот фото кораблей Днепровской военной флотилии во время Киевских маневров 1935 года. Искомый катер - в центре. Деталей, конечно, видно немного, однако уверенно можно сказать, что 45-мм пушка стоит зачехленная на носу.

Другой известный снимок сделан с крыши рубки в сторону кормы. Обращает на себя внимание отсутствие грот-мачты, имевшейся на первом снимке.

А вот и сделанная Спичаковым реконструкция:

На мой взгляд, она тоже содержит принципиальные неточности (например, форма носовой части или уменьшенный размер пулеметной башенки), но в целом куда более соответствует реальности. Умеющие рисовать корабли могут попробовать сделать свою реконструкцию.
Наконец, нельзя пройти мимо несоответствия данных о смене номеров этого катера.
Вот что пишет о его судьбе справочник С.С. Бережного и Ко (цитирую по сайту А.Хоменко):
Данные из книги В.А. Спичакова "Пинская военная флотилия" заметно отличаются:
Бронекатер типа "Разведчик", построен в 1916-1918 гг. на заводе К.О. Ревенского в Одессе. В 1918 г. - БКА №14, с 3.07.1920 - СКА №5, с 2.11.1920 - СК-11, с 1928 г. - бронекатер Н-5, с 21.08.1934 - БК-5, с 3.02.1939 - БКА №136, с 17.07.1940 - БКА №206, однако даже в штабных документах именовался Н-15. 18.09.1941 подорван командой по приказу ВС ЮЗФ при оставлении Киева.
В данном случае не вижу никаких оснований не верить Валерию Александровичу, много лет занимавшемуся историей Днепровской и Пинской флотилий.
|
</> |