
Люди Тикси: отчего ж эти птицы на север летят, если птицам положено только на

Но едут. Немного, но едут. Вариантов ехать сюда может быть три: либо принудительно (армия, вахта), либо за большими деньгами, либо за большой романтикой. Первых не так уж и много, а за большими деньгами ехали, в основном, в советское время, сейчас тут уже особых денег нет. Да и деньги можно заработать в других местах, где больше тепла и цивилизации. Так что без романтики, без духа авантюризма сюда никак! Кто ехал сюда без них, долго не выдерживал в любом случае.
«Север – это испытание на силу духа, на то, сможешь ли ты выдержать, перебороть себя. Север – это испытание на человечность, эгоисты и думающие о себе, тут тоже долго не приживаются» – рассказывала одна женщина, приехавшая сюда ребёнком ещё в советские годы.
Поэтому, Север – это как такой фильтр: все, кто здесь остался и долго живёт, они прошли эту проверку, они действительно какие-то особенные по характеру: сильнее, человечнее, благороднее.
Здесь мало населения, и каждый человек на виду. И если ты поступил по-свински, по-мерзкому, это сразу станет известно всем.
Если ты не получаешь кайф от здешних суровых условий, от белого безмолвия, от этого образа жизни посреди нигде, ты здесь не приживёшься. Многие, конечно, уезжают. Уезжали и раньше, в 90-е, 00-е, когда здесь было совсем плохо и бесперспективно, но кто-то уезжает и сейчас. Молодёжь едет учиться в Якутск, что тоже, конечно, весьма далеко от комфортных условий проживания, но по сравнению с Тикси – это центр цивилизации.
Тем не менее, многие уехавшие возвращаются. Да-да! Ну не совсем, хотя бы на лето, в отпуск. Несколько таких экс-тиксинцев мы встречали на корабле «Механик Кулибин». По их словам, ну не могут они на Большой земле без той энергетики, без того формата взаимоотношений между людьми, что сложился в этом полу-закрытом социуме. Не могут без этой яркой северной природы, тундры и океана. Приезжают ощутить тот дух, хотя бы на месяц-полтора, а потом – обратно в тепло.
«И найдут они счастье птичье, как награду за
дерзкий полёт».
Северянам, как известно, доплачивают специальные «северные»
надбавки. После 10 лет стажа на Крайнем Севере, вы можете и на
пенсию уйти на 5 лет раньше. У северян большие отпуска – 2 месяца.
Причём раз в 2 года северянам полностью оплачивают дорогу к месту
отпуска, причём для всей семьи. Когда-то оплачивали по всему миру
(хоть на остров Пасхи лети), сейчас – только по России. Я бы,
конечно, будь у меня такая возможность, слетал бы куда-нибудь в
труднодоступнейшее место, в Уэлен какой-нибудь, но тиксинцам милее
пляжи Сочи, Анапы и Приморья, ну тут их, конечно, вполне можно
понять.
«У нас тут хорошо, красивая природа, интересные холмы, горы, чистые
реки! Купаться можно, отдыхать! Вам обязательно понравится!», –
рекламировала нам свои края некая тётушка возле аэропорта. «А вы то
куда направляетесь?», – поинтересовались мы. «А я в Геленджик, на
море. Работали, пора бы и в отпуск», – ответила тётушка.
|
</> |
