
Британский супермонстр


Ровно 85 лет назад, 14 мая 1939 года, впервые поднялся в воздух прототип самолета Шорт "Стирлинг" — первого английского массового тяжелого четырехмоторного бомбардировщика. И одновременнно — едва ли не самого жуткого и уродливого самолета этого класса времен Второй мировой войны.
Однако, несмотря на монструозный внешний вид и целый ряд, мягко говоря, странных технических решений (например, щитки шасси, "висящие" на стойках) самолет был принят на вооружение, выпускался в течение четырех лет и был растиражирован в немалом для столь крупной машины количестве 2382 экземпляра.
Высокой оценке самолета не помешало даже то, что в первом же испытательном полете прототип попал в серьезную аварию. На пробеге после посадки разрушилась основная опора шасси, тотчас же вслед за ней подломилась другая, а машина рухнула на брюхо с такой силой, что у нее отвалился один из двигателей. Впрочем, ничего удивительного, ведь у фирмы "Шорт" абсолютно не было опыта постройки тяжелых колесных машин. Все ее предыдущие многомоторные самолеты были летающими лодками. Но, к счастью, пожара не возникло и экипаж отделался ушибами.
После этого конфуза за несколько месяцев построили второй прототип с усиленными стойками, который успешно прошел испытания и весной 1940-го, уже во время войны, был запущен в серию. Несмотря на огромные размеры новый бомбардировщик оказался на удивление легким и послушным в управлении. Его почти невозможно было загнать в штопор, при выходе на закритические углы атаки и потере скорости, он просто опускал нос.
К тому же, он обладал очень внушительной, по тем временам, максимальной бомбовой нагрузкой — более шести тонн, которая целиком размещалась в длинных и глубоких бомболюках. И неплохой дальностью полета — свыше 4800 километров. Однако рабочий потолок оказался довольно низким — всего 5000 метров, как и скороподъемность — не более 1,8 м/с, зато взлетно-посадочная дистанция получилась чрезмерной. Но с этими недостатками решили смириться, пока не появятся более достойные аналоги, которых пока не было.
И даже, несмотря на появление более совершенных бомберов Авро "Ланкастер" и Хэндли-Пейдж "Галифакс", "Стирлинги" продолжали использоваться в качестве тяжелых стратегических бомбардировщиков вплоть до весны 1944 года. Потом часть из них их переоборудовали в буксировщики транспортно-десантных планеров, и в этой ипостаси они сыграли важную роль в операции "Оверлорд" — открытии Второго фронта в Западной Европе. Другие машины до конца войны применялись в качестве военных транспортов.
После войны всех их отправили в металлолом и до наших дней ни один "монстр" не дожил даже в качестве музейного экспоната.

"Стирлинг" на аэродроме.

Передняя часть машины крупным планом. Обратите внимание на громадные бомболюки и на "подвешенные" на стойках щитки шасси, закрывающие колеса в убранном положении.

Экипаж "Стирлинга" на фоне машины с заведенными моторами.

Звено "Стирлингов" в полете над Англией.

"Стирлинги" — буксировщики планеров с черно-белыми полосами на крыльях — опознавательным знаком самолетов, принимавших участие в операции "Оверлорд".

Пилотская кабина с двойным управлением.

Рабочее место бортрадиста. Справа — проход в кабину пилотов.

Компоновочная схема "Стирлинга".

Стандартные Камуфляжи "Стирлингов" различных модификаций. Вторая снизу — безоружная транспортно-пассажирская машина.
|
</> |
