БОРИС КУСТОДИЕВ. КУПЧИХА ЗА ЧАЕМ. 1918
nikonova_alina — 25.10.2024Часть 2.
Итак, Кустодиев пишет свою "Купчиху за чаем" на холсте достаточно небольшого размера (120х120 см), при этом использует плотно организованную композицию, которая тем не менее не кажется перегруженной деталями.
Действие на картине происходит в ранний вечерний час ( на это указывает заходящее солнце, которое золотит края облаков) в небольшом провинциальном городке. Обычно исследователи утверждают, что главным источником вдохновения для Кустодиева была его родная Астрахань, однако это может быть абсолютно любой российский провинциальный город, где есть торговые ряды, небольшие уютные домики и множество церквей.
Центром картины является фигура главной героини, купчихи, которая пьет чай на балконе своего дома, сидя за богато накрытым столом. На столе помимо рядом с самоваром стоит покрытый расшитым полотенцем расписной деревянный ларец с рукоделием, который, скорее всего понадобится героине уже после чаепития. Компанию Купчихе составляет крутобокая ласковая кошка, короткошёрстная, с бурой спинкой, белыми лапками животом и мордочкой, явно любимица хозяйки. За спиной у купчихи можно увидеть часть улицы, где светловолосый юноша ведёт в поводу белого коня, и балкон соседнего дома, где также пьют в этот час чай из самовара соседи главной героини, длиннобородый купец в красной рубахе и черной жилетке и его жена (или дочь) в белом летнем платье.
На заднем плане можно разглядеть центральную площадь с торговыми рядами, где прогуливаются горожане, а ещё дальше, к самому горизонту уходят белые домики под красными и зелёными крышами и храмы с колокольнями.
Перед купчихой на столе, покрытом белоснежной скатертью расставлены яства, демонстрирующие изобилие, и символизирующие истинное наслаждение жизнью: спелый арбуз, разрезанный на дольки, тарелка с фруктами (яблоки из своего сада и покупной виноград), корзинка с выпечкой (кекс с изюмом, баранки, сайки печенье и пирожные), варенье в хрустальной вазочке на высокой ножке (на мой взгляд вишневое). Также на столе присутствует чайный сервиз (чашка с блюдцем, сазарница, заварочный чайник) изящной формы, с пышным цветочным орнаментом и богатой позолотой. Скорее всего это фарфор завода Попова, одного из самых известных в России 19 века. Возможно это даже так называемый сервиз "Эгоист", предназначенный для одной персоны.
Для того, чтобы максимально передать ощущение уюта, тепла, какой-то незыблемой стабильности маленького закрытого мирка, в котором пребывает героиня картины, и куда предлагается заглянуть зрителю, художник строит композицию на чередовании круглых и полукруглых линий. Взгляд зрителя мягко и удобно скользит по ним, начиная от загнутого кошачьего хвоста в правом верхнем углу картины, через выгнутую спинку и круглую кошачью головку, к белоснежным покатым плечам купчихи, к её округлому лицу, обрамленному плотно повязанным платком, и, затем переходит к круглым блестящим бокам самовара (именно круглым, а не граненым), и, затем, завершая круг, это движение завершается на столе, где самое яркое цветовое пятно - спелый астраханский арбуз, темно-зеленый снаружи, и алый внутри.
Все детали картины подчёркивают уют и удобство этого "вечного" мира с его ежедневными приятными ритуалами, такими как это вечернее чаепитие, с красивыми и прочными вещами, которые окружают его обитателей, с его неторопливостью и кажущейся незыблемостью.
Главная героиня картины необыкновенно хороша собой, представляя истинно народный идеал красоты - пышное белое тело, нежно-розовый цвет гладкого без единой морщинки лица, алые губки бантиком, прямой нос, чёрные соболиные брови дугой, небесно-голубые глаза. Эта народность и некоторая лубочность образа подчеркивается и манерой купчихи пить чай - не из чашки, а из блюдечка, держа его на пальцах, с манерно оттопыренным мизинцем.
Всё детали выписаны художником с исключительной тщательностью, причём одновременно и необыкновенно вещно и осязаемо, и нарочито упрощённо, в стиле, как бы заимствованном с вывесок и лубка.
Продолжение следует...