ЗАБЫТЫЙ ХУДОЖНИК МАБЮЗ


Часть 1.
Художников забывают не так уж и редко, и причины этой несправедливости бывают самые разные. Кто-то уходит из жизни слишком рано, так и не успев раскрыть свой потенциал, а кто-то, наоборот, переживает свое время, и тихо угасает, не имея сил и возможности вписаться в новую эпоху. Кто-то свое время слишком опережает и остается непонятым современниками, а кому-то элементарно не везет, так что он постоянно остается в тени более ярких и эпатажных коллег… Художника, которого называли Мабюзом, тоже стали забывать практически сразу после его смерти. И в том, почему это случилось именно с ним, мы и попробуем разобраться.

Итак, при рождении его звали Яном Госсартом. А, может, Жаном Госсаром. Дело в том, что наш герой родился в городе Мобёж, расположенном на границе между Францией и Фландрией. Город постоянно переходил от французов к фламандцам и обратно, пока окончательно не вошел в состав Франции при Людовике XIV. Смена государственной принадлежности происходила в Мобёже так часто, что я не возьмусь с уверенностью утверждать, кому именно принадлежал город в конце 1470-х годов, когда там родился мальчик по имени Жаннин Госсарт. Дата его рождения установлена достаточно условно – примерно 1478 год. Дело в том, что на одном из портретов работы Мабюза, который точно датирован 1528 годом, есть надпись, что художник выполнил его в возрасте 50-ти лет. Вот и считайте, сколько будет, 1528 – 50 …

Как утверждали современники, родным языком Госсарта был французский, а не фламандский. По некоторым сведениям (весьма неточным), отец Яна был переплетчиком, а детство будущий художник провел в замке Дюрстеде, принадлежавшем в то время епископу Давиду Бургундскому. Вероятнее всего, отец мальчика состоял на службе у епископа, незаконнорожденного сына герцога Бургундии Филиппа Доброго и одного из самых влиятельных людей Европы того времени. Давид Бургундский был покровителем искусств, поэтому среди его челяди были и миниатюристы, и переписчики книг, и переплетчики.

Давид Бургундский привлекал к своему двору лучших художников Европы, поэтому можно предположить, что, заметив талант живописца у сына одного из своих служащих, он начал покровительствовать мальчику и всячески поспособствовал его образованию. Судя по всему, Ян Госсарт уже с самого раннего возраста отлично вписался в систему придворной жизни, и его в этом все вполне устраивало, поскольку он всю жизнь так и кочевал от одного европейского двора к другому, и от одного высокого покровителя к следующему.


Ранняя биография Госсарта по большей части состоит из прорех и вопросов. Так, например, совершенно непонятно, где именно он учился живописи. Исследователи на этот счет имеют как минимум две версии. Одни считают, что он начал свою карьеру в Брюгге, где был близок к кругу художника Герарда Давида. Этот вывод делается, исходя из стилистического анализа ранних работ Госсарта.

Оппоненты сторонников этой версии опираются на тот факт, что в 1503 году Госсарт был принят в Гильдию святого Луки в Антверпене, из чего делается вполне логичный вывод, что раз он стал членом антверпенской Гильдии, то и учиться должен был тоже в Антверпене, поскольку человеку со стороны, не имевшему в городе связей и знакомств, стать членом Гильдии было практически невозможно. Этот факт может, в принципе, ничего не значить, возражают третьи, поскольку есть свидетельства того, что в 1499 году Госсарт вообще уехал в Англию, чтобы писать там портреты…
Впрочем, вполне возможно, что все три версии можно объединить, если предположить, что сначала Госсарт учился у Давида, затем перебрался в Антверпен, а потом, уже из Антверпена, съездил на некоторое время (между 1499 и 1503 гг.) в Англию, и вернувшись, в Антверпен зарегистрировался в Гильдии святого Луки, как опытный и хорошо зарекомендовавший себя иво Фландрии, и за границей профессиональный художник.

Кстати, интересно, что в Гильдии он зарегистрировался как Дженнин ван Геннегау, по названию провинции, к которой относился его родной город Мобёж (в настоящее время название провинции произносится как Эно, а вариант Геннегау используется только в исторической литературе). Так что, судя по всему, ему уже с ранней юности нравилось играть с собственным именем и, возможно, постоянно превращаться в нового человека.
Продолжение следует…