ЗАБЫТЫЙ ХУДОЖНИК МАБЮЗ
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Ян ÐоÑÑаÑÑ (ÐабÑз). ÐÐ°Ð½Ð°Ñ Ð¯Ð½ ÐоÑÑаÑÑ (ÐабÑз). ÐанаÑ](/images/main/zabitiy-hudojnik-mabyuz-0871c4.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/4643351/4643351_original.jpg)
Часть 3.
Судя по всему, несмотря на то, что Ян Госсарт, начиная с 1510-х годов выполнял в Европе множество самых разных заказов, его основным клиентом оставался адмирал Филипп Бургундский. Так, например, в конце 1515 года Госсарт вместе с венецианцем Якопо де Барбари занимался декором его замка Сюйтбурга (замок до настоящего времени не сохранился). Филипп намеревался превратить эту резиденцию в настоящий культурный центр Северной Европы эпохи Высокого Возрождения. К тому же адмирал, очевидно имевший представление и о Витрувии, и о Микеланджело с Рафаэлем, лично участвовал в разработке художественной программы для оформления этого замка, и не случайно пригласил для этой работы именно Госсарта, которому доверял, будучи уверен, что художник полностью разделяет эстетические взгляды заказчика.
![ÐÑавÑÑÑ Ñ Ð¸Ð·Ð¾Ð±Ñажением замка СÑйÑбÑÑг и ÑеÑкви Ñв.ÐаÑÑина ÐÑавÑÑÑ Ñ Ð¸Ð·Ð¾Ð±Ñажением замка СÑйÑбÑÑг и ÑеÑкви Ñв.ÐаÑÑина](/images/main/zabitiy-hudojnik-mabyuz-74e3c7.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/4643817/4643817_original.jpg)
А с 1517 года Госсарт уже постоянно проживает и работает в другой резиденции Филипа Бургундского – замке Дюрстеде, том самом, где художник провел свое детство. Там он пребывал до 1524 года. Известно, что в Дюрстеде у него была своя мастерская и ученики, одним из которых был Ян ван Скорел.
![Ян ÐоÑÑаÑÑ. ÐоÑÑÑÐµÑ Ð¤ÑанÑиÑка де Ð»Ð¾Ñ ÐобоÑ-и-Ðолина Ян ÐоÑÑаÑÑ. ÐоÑÑÑÐµÑ Ð¤ÑанÑиÑка де Ð»Ð¾Ñ ÐобоÑ-и-Ðолина](/images/main/zabitiy-hudojnik-mabyuz-b948c8.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/4643941/4643941_640.jpg)
![Ян ÐоÑÑаÑÑ (ÐабÑз). ÐлÑÑÑÑе ÐенÑиÑ
а III, гÑаÑа ÐаÑÑÐ°Ñ Ð¯Ð½ ÐоÑÑаÑÑ (ÐабÑз). ÐлÑÑÑÑе ÐенÑиÑ
а III, гÑаÑа ÐаÑÑаÑ](/images/main/zabitiy-hudojnik-mabyuz-d8ba5e.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/4644253/4644253_640.jpg)
![Ян ÐоÑÑаÑÑ (ÐабÑз). ÐипÑиÑ
Ðана де ÐаÑонделе Ян ÐоÑÑаÑÑ (ÐабÑз). ÐипÑиÑ
Ðана де ÐаÑонделе](/images/main/zabitiy-hudojnik-mabyuz-651e39.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/4644453/4644453_800.jpg)
В это время Госсарт также пишет довольно много портретов Габсбургов, родственников Филиппа Бургундского и людей, имевших отношение к Бургундскому двору и к Габсбургам. По большей части это были диптихи, в которые включался молитвенный портрет заказчика и изображение его святого покровителя. Примерно с этого время он иногда начинает подписывать свои работы именем Жан Мабюз или Мабузе. На самом деле это опять прозвище, имеющее географическую отсылку, на сей раз к месту рождения художника, городку Мобёж, название которого можно прочитать и как Мобюз (Maubeuge).
![Ян ÐоÑÑаÑÑ (ÐабÑз). ТÑое деÑей коÑÐ¾Ð»Ñ ÐÑиÑÑиана II ÐаÑÑкого Ян ÐоÑÑаÑÑ (ÐабÑз). ТÑое деÑей коÑÐ¾Ð»Ñ ÐÑиÑÑиана II ÐаÑÑкого](/images/main/zabitiy-hudojnik-mabyuz-9cefba.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/4644908/4644908_800.jpg)
К этому периоду творчества художника относятся, например, совершенно прелестные портреты детей датского короля Кристиана II (женатого на Изабелле Габсбургской).
В 1524 или 1525 году Госсарт вернулся в Мидделбург, на сей раз в качестве придворного художника Адольфа Бургундского, другого представителя Бургундского дома. Примерно в то время его учениками были Ян Мертенс Младший и Ламберт Ломбард.
![Ян ÐоÑÑаÑÑ (ÐабÑз). ÐиÑÑÑ Ð¥ÑиÑÑÐ¾Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ ÐогомаÑеÑÑÑ Ð¸ Ðоанном ÐÑеÑÑиÑелем Ян ÐоÑÑаÑÑ (ÐабÑз). ÐиÑÑÑ Ð¥ÑиÑÑÐ¾Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ ÐогомаÑеÑÑÑ Ð¸ Ðоанном ÐÑеÑÑиÑелем](/images/main/zabitiy-hudojnik-mabyuz-300f98.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/4645242/4645242_800.jpg)
Оставшиеся 8 лет своей жизни Госсарт провел переезжая из одного замка своих покровителей (или, скорее, работодателей) в другой. Он продолжал работать на герцога Филиппа в его замках, в Антверпене и в Миддельбурге, работал в Мелехене при двора Маргариты Австрийской, где, в частности, выполнил портреты короля Карла V и его сестры Элеоноры Португальской.
Когда Филипп Бургундский получил сан епископа Утрехтского, Мабюз последовал за ним в Утрехт, а затем и в Антверпен, где и умер 1 октября 1532 года в возрасте около 54 лет.
![Ян ÐоÑÑаÑÑ (ÐабÑз). ÐеÑкÑÐ»ÐµÑ Ð¸ ÐеÑниÑа Ян ÐоÑÑаÑÑ (ÐабÑз). ÐеÑкÑÐ»ÐµÑ Ð¸ ÐеÑниÑа](/images/main/zabitiy-hudojnik-mabyuz-84b5d5.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/4645380/4645380_760.jpg)
![Ян ÐоÑÑаÑÑ (ÐабÑз). Ðадонна Ñ ÐладенÑем Ян ÐоÑÑаÑÑ (ÐабÑз). Ðадонна Ñ ÐладенÑем](/images/main/zabitiy-hudojnik-mabyuz-15e85b.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/4645810/4645810_760.jpg)
![Ян ÐоÑÑаÑÑ (ÐабÑз). ÐоÑÑÑÐµÑ Ð¤Ð»Ð¾ÑиÑа ван Ðгмонда, гÑаÑа ван ÐÑÑена Ян ÐоÑÑаÑÑ (ÐабÑз). ÐоÑÑÑÐµÑ Ð¤Ð»Ð¾ÑиÑа ван Ðгмонда, гÑаÑа ван ÐÑÑена](/images/main/zabitiy-hudojnik-mabyuz-b6461e.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/4645971/4645971_760.jpg)
Но почему же все-таки такой плодовитый и известный в свое время художник постепенно оказался на периферии искусствоведческих интересов? На мой взгляд, причин может быть две. Во-первых, Госсарт был слишком удачно интегрирован в свою эпоху. Он представлял мейнстрим первой трети 16 века, идеально делал именно то, что хотели видеть его современники, следовал их представлениям о прекрасном, не формировал вкус, а обслуживал его. И вторая причина по сути вытекает из первой – его собственный индивидуальный и узнаваемый стиль так и не сложился. Он был слишком озабочен тем, как угодить заказчикам, и, вероятно, поначалу не решался настаивать на собственных идеях и художественных принципах в своих произведениях, а потом уже их почти полностью лишился. Госсарт был без сомнения, исключительно крепким профессионалом, но он остался привязан к своей эпохе и к определенной среде, и без этого контекста его произведения оказываются гораздо менее интересны, чем работы его современников Дюрера, Массейса, Луки Лейденского или Лукаса Кранаха Старшего