БОРИС КУСТОДИЕВ. КУПЧИХА ЗА ЧАЕМ. 1918


Часть 1.
1918 год, голодный, холодный и непонятный. Год, когда стало ясно, что к прежней жизни в Российской империи возврата больше не будет, но что будет дальше никто себе не представляет, даже те, кто как мы сейчас знаем, как раз и творили историю. Год, когда была убита царская семья, что стало решающим знаком наступающих бесповоротный изменений. Люди выживали, как могли, и художники, некогда успешные и востребованные, не были, увы, счастливым исключением.

Семье Бориса Кустодиева пришлось ещё сложнее, чем другим, ведь художник уже несколько лет был прикован к инвалидной коляске и не мог ходить. Из-за нужды Кустодиевым пришлось продавать вещи, которые ещё можно было продать, сам художник занимался эскизами оформления улиц Петрограда к годовщине революции, поскольку за это хоть немного платили, а жена и дочь вели хозяйство и даже кололи дрова. В письме к другу Кустодиев так писал об этом времени и жизни в Петрограде:
"...Живём мы здесь неважно, холодно и голодно, все только и говорят кругом о еде да хлебе […] Я сижу дома и, конечно, работаю и работаю, вот и все наши новости...»

Единственное, что спасало художника от падения в пропасть депрессии - это его «чудесная страна воспоминаний», где существовала идеальная (и идеализированная) дореволюционная Русь, наполненная радостью, жизнью, изобилием, а, главное красками и светом. Он ещё мог возвращаться туда, в прошлое, в счастливую, идеально спокойную и гармоничную жизнь хотя бы в своих произведениях.

И вот летом этого страшного года Борис Кустодиев приступает к работе над полотном, которое должно было реализовать его очень давний замысел. Ещё в 1913 году он написал картину "Чаепитие" с застолье во дворе купеческого дома, где за столом восседает живописная компания купцов и купчих во главе с солидным седобородым купцом - хозяином дома. В центре группы художник поместил изображение весьма эффектной дородной купчихи в цветастом платье с ярко-красной шалью. И вот теперь он решил, развивая тему, написать одну купчиху за столом, максимально богато накрытым для чаепития.



Первой проблемой для Кустодиева стал поиск модели. В личной жизни он предпочитал женщин худощавых и стройных, такой была и его жена Юлия, но вот на творчество такой тип женской внешности, как он сам признавался, его не вдохновлял. Для задуманной картины ему нужна была модель пышных форм и монументальных габаритов, такая же, как в "Купчихе" или "Красавице" (обе - 1915). Когда художник поделился своими проблемами с супругой, она посоветовала ему пригласить позировать их соседку по дому.

В их подъезде жила молодая женщина по имени Галина Адеркас, в то время она была студенткой медицинского института. Адеркас была баронессой, происходила из старинного прибалтийского дворянского рода, и, как и сам Кустодиев, была уроженкой Астрахани.
Иногда утверждается, что Кустодиев начал писать картину в Астрахани, но это не так. После 1917 года, когда Кустодиев лечился в санатории в Выборге, тяжело больной художник больше не покидал северную столицу, а во время революции и гражданской войны это стало для него совершенно невозможным.


Он пригласил Адеркас в свою мастерскую, находившуюся в том же доме, и начал работу с эскизов и набросков.
К удивлению модели, художник полностью завершил картину всего за несколько дней, и тут же перешел к следующему замыслу.
Продолжение следует...