Больше никогда!

Мой дед Александр Вакарчук был на фронте. Его история в чем-то типична для тогдашней Украины.
Как и большинство жителей Буковины, присоединенной Сталиным в СССР в 1940 году, он никогда не питал иллюзий относительно коммунизма и советского режима. Его семья пострадала и от новых советских порядков, и от голода в 1947-м. Война пришла в его родное село в 1941 году. Нацисты тотчас дали понять, какие порядки они будут устанавливать. Одного из родственников прямо на поле без какой-либо причины застрелил немецкий солдат. Поэтому, когда в 1944 году в село снова пришла Советская армия, дед решил пойти воевать. Знал, за что и за кого. Он был дважды контужен, победу встретил в тогдашней Чехословакии.
Вместе с ним воевали миллионы других украинцев, белорусов, русских, грузин, евреев, люди других национальностей. Каждый из них боролся с нацизмом. Каждый знал, за что и за кого.
Многие не вернулись домой. Они своей кровью завоевали победу.
И завоевали право Советского Союза вместе с другими победителями — США и Великобританией — решать судьбу нового послевоенного мира.
Новосозданный Совет Безопасности ООН, в который помимо СССР, Великобритании и США вошли Франция и Китай, должен был гарантировать нерушимость границ и новый мировой порядок.
С тех пор за почти 70 лет в мире произошло много войн, но ни одной мировой. Потому что так договорились в Ялте и Потсдаме.
С тех пор за почти 70 лет в мире случилось много нарушений международного права, но не было завоевания одним государством другого. Потому что так договорились в тех же Ялте и Потсдаме.
Однако в 2014 году Россия, как правопреемница СССР, грубо нарушила все договоренности, которые до этого оставались несокрушимыми. Аннексировав Крым и развязав войну на Востоке Украины. Пренебрегая всеми международными обязательствами и международным правом. Растоптав свои же гарантии. Злоупотребляя своим правом победителя и гаранта мировой безопасности.
Правом, за которое мой дед Саша заплатил своим здоровьем, а его побратимы — жизнью.
Вдумайтесь! Что сделала Россия? Захватила часть земли у правнуков тех, кто проливал кровь. В том числе за то, чтобы Россия могла жить и существовать.
Имеет ли право такая Россия называть себя освободителем? Нет. Она не освободитель. Она — коварный захватчик. И будет захватчиком до тех пор, пока не вернет Крым и не остановит кровавую войну на Востоке Украины.
Поэтому сегодня в память своего деда и миллионов других воинов Второй мировой войны, которые боролись против тоталитаризма, против превосходства, против обмана и зверств, я говорю: «Никогда снова».
Теперь это уже наша задача. Наша борьба. Наша цель.
Сегодня я разместил у себя большую статью болгарина Ивана Крастева. Он в ней разъясняет русским, почему в Восточной Европе их не считают освободителями.
Судя по комментариям к этой статье, большинство моих русских комментаторов и сегодня этого не понимают. Потому думаю, что и объяснение Вакарчука они вряд ли поймут.
Но наше дело - стучать во все двери. Какие-то все же откроются
|
</> |