БОГАТЫРИ СТОЛЯРОВА
ygashae_zvezdu — 09.12.20189 декабря скончался Сергей Столяров (1911-1969), актер, ставший в кино воплощением русского богатыря.
Мы уже говорили, что в киносказки на студию «Союздетфильм», Столяров попал вынужденно, разругавшись с постановщиком фильма «Цирк» (где сыграл главную роль) Григорием Александровым (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/94883.html). После этого Столярову была выдана на «Мосфильме» черная метка, ни в один проект его не брали.
На «Союздетфильме» статного актера приняли с распростертыми объятиями.
В 1937 СССР накрыл юбилей смерти Пушкина, который сюрно отмечался с государственным размахом. Не остались в стороне от общего ажиотажа и кинематографисты. Было принято решение перенести на экран «Руслана и Людмилу». Режиссером выступил мастер комбинированных съемок Иван Никитченко и ученик Эйзенштейна Виктор Невежин. Столяров играл, знамо дело, Руслана.
В отличие от других сказок с участием Столярова «Руслан и Людмила» в широкий обиход не вошла, поскольку получилась картина чересчур иллюстративной. Достаточно сказать, что персонажи там не разговаривают вообще, текст поэмы читает закадровый голос.
На следующей работе Столяров сошелся с великим сказочником Александром Роу. «Василиса Прекрасная» (1939) стала первой героической сказкой режиссера. Именно героической, поскольку Иван, младший сын в исполнении Столярова вступал в борьбу не просто со Змеем Горынычем. За персонифицированным злом угадывалась реальная гидра, грозящая стране.
Ладный, улыбчивый, сильный, беспощадный к врагам Столяров стал образчиком русского воина, который прошагал пол-Европы и взял Берлин.
Подобного же рода был и следующий фильм тандема Роу + Столяров «Кащей Бессмертный» (1944), где связь Кащея с германскими завоевателями была виднее некуда. Столяров повторил образ, нащупанный им в «Василисе Прекрасной» с той разницей, что героя звали Никитой Кожемякой и помогал ему одолеть Кащея (здравствуй, дружба народов) нацмен Булат Балагур.
«Кащей Бессмертный» вышел в прокат победным маем 1945 года, когда все питали иллюзорные надежды на прекрасную мирную жизнь. Но власть начала закручивать гайки и вперед всего пострадала киносказка. Роу вернулся к любимому жанру только в 1958 году, только это была история уже без Столярова.
Следующий «сказочный» успех ждал Столярова у вечного соперника Роу режиссера Александра Птушко. После съемок фильма «Каменный цветок» Птушко тоже отлучили от сказок на целую пятилетку. В 1952 он выпустил «Садко».
С этой картиной о новгородском гусляре Столярова ждал международный успех. На кинофестивале в Венеции «Садко» наградили «Серебряным львом», а Столярова включили в список лучших актеров мира за 50-летнюю историю кино.
Возможно, «Садко» годный фильм, но мне он в детстве совсем не нравился. Не хватало злобных отрицательных персонажей, за героя не болелось. Зато следующий фильм Птушко с участием Столярова я был готов смотреть бесконечно. Первая советская широкоэкранная картина «Илья Муромец» (1956) потрясала конной массовкой, Соловьем-Разбойником, драматическими перипетиями в ходе которых Илья чуть не убил сына. В «Илье Муромце» Столярову досталась не главная роль Алеши Поповича.
Столярову исполнилось 45 лет, на роль русского богатыря он с каждым годом все больше не годился по возрасту. «Илья Муромец» стал его последним сказочным проектом.