ЧЕЛОВЕК, РАССТРЕЛЯВШИЙ ФАННИ КАПЛАН
ygashae_zvezdu — 22.11.201817 ноября родился комендант Кремля Павел Мальков (1887-1965), революционный матрос-братишка, который расплатился за краткий миг взлета, своих позиций не сдал до конца и закончил жизнь в тепле и холе.
Павел был обычный крестьянский парень с двумя классами образования. Судьбу его решила революция 1905 года. Примкнувшему к движению парню вкатили четыре года ссылки.
Что ж, придет время и судьба предоставит Малькову шанс сравнить «каторгу» царскую и советскую. Только о выводах его мы никогда не узнаем.
В 1911 Павел поступил на службу в Балтфлот на должность старшего санитара крейсера «Диана». Занимался он там не только лечением состава, а и конспиративной работой. Причем, успешно занимался, иначе не объяснить, почему именно Малькову Военно-революционный комитет поручил составить план захвата Зимнего дворца. Утром 25 октября 1917 года Мальков этот план предоставил, а ночью повел доверенные матросские части на штурм.
Через четыре дня бунташного угара Мальков очнулся комендантом Смольного. Карьера была такая головокружительная, что в голове не укладывалась. «Я же простой матрос, дела этого я не знаю, не сумею. Тут ведь опыт нужен», - такими словами принял Павел весть о новой должности.
Комендантом Смольного Мальков побыл недолго. Новоявленное правительство переехало в Москву и 21 марта 1918 года Павлу поручили комендатствовать над Кремлем.
Эта работа вовлекла его в бытовые исторические события. По роду службы Мальков чего только не делал: арестовывал участников конференции меньшевиков; после убийства Мирбаха отвечал за охрану арестованных лидеров левых эсеров; принимал драгоценности уничтоженной царской семьи от убийцы Юровского.
Сам же Мальков из своей многогранной деятельности выделял расстрел Фанни Каплан, вспоминая:
«Вызвав несколько человек латышей-коммунистов, которых лично хорошо знал, я обстоятельно проинструктировал их, и мы отправились за Каплан. По моему приказу часовой вывел Каплан из помещения, в котором она находилась, и мы приказали ей сесть в заранее подготовленную машину. Было 4 часа дня 3 сентября 1918 года. Возмездие свершилось. Приговор был исполнен. Исполнил его я, член партии большевиков, матрос Балтийского флота, комендант Московского Кремля Павел Дмитриевич Мальков, — собственноручно. И если бы история повторилась, если бы вновь перед дулом моего пистолета оказалась тварь, поднявшая руку на Ильича, моя рука не дрогнула бы, спуская курок, как не дрогнула она тогда…»
После расстрела к Малькову присоединилась еще одна историческая личность, - поэт Демьян Бедный. Он стал свидетелем, как труп облили бензином, сожгли в железной бочке, а останки закопали в Александровском саду.
На посту коменданта Мальков пробыл до апреля 1920 года, успев конфликтануть сразу с двумя самыми могущественными в будущем политическими лидерами, - Сталиным и Троцким.
Со Сталиным коменданта развело бухло. Сторонник здорового образа жизни Мальков хотел ликвидировать кремлевские винные погреба. Его остановил любящий хорошее застолье Иосиф Виссарионович.
Свой уход из Кремля комендант связывал с Троцким. Что ж, может быть.
Не прижился он и в партийном аппарате Петрограда, откуда его выпер Григорий Зиновьев. По существу, Павел остался вне большой политики, работая в заводских управлениях.
С Троцким судьба столкнула еще раз в 1927 году, когда потерявший ориентацию в политическом пространстве, барахтающийся на незначительных должностях Мальков подписал подсунутое давним товарищем по партии оппозиционное письмо, агитирующее за давнего недруга. В ситуации Мальков разобрался быстро, публично покаялся, но ничего ему не забыли.
Удивительно не то, что Павла арестовали, удивительно, как не скоро. В период «большой чистки» 1937 года старого большевика лишь исключили из партии, найдя, будто он принимал на работу в Союзавторемснаба контрреволюционеров.
Взяли его только в 1948, именно как «троцкиста». Шестидесятилетний человек получил восемь лет лагерей.
Вряд ли догадываясь, что под конец жизни его настигнет благополучие.
Выйдя по смерти Сталина на свободу, Мальков ощутил благоволение государства. А как иначе: Ильича видал, прошел сталинские лагеря, не утратил идеалов. Ему присвоили персональную пенсию. В 1957 вручили орден Ленина.
В 1959, скооперировавшись с сыном Свердлова, Мальков выпустил книгу «Записки коменданта Московского Кремля». О том насколько она правдива свидетельствует следующий факт: Сталин там упоминается один раз мельком, Троцкий фигурирует в одном эпизоде, Свердлова (с кем писал-то) много чересчур.
Но сам Мальков уходил не разочарованный, а верящий в систему, которую отстаивал.
Хороший итог жизни.