Богатые бедняки
kot_de_azur — 03.11.2015Россия — большая и богатая природными ресурсами страна. И это наша основная проблема, как бы парадоксально это не звучало. Разбазаривание стало нашей национальной чертой. «На наш век хватит», «После нас хоть потоп» — это о нас. Если бы наша нация, как японцы, жила на достаточно маленькой территории и имела скудные запасы природных ресурсов, то вероятно мы ценили бы каждый килограмм и кубометр. Но у нас всего завались, поэтому и отношение к богатствам природы абсолютно наплевательское.
Например, лес. В детстве, волею случая я часто бывал недалеко от лесопилки и смотрел, как там заготавливают древесину. Вспоминая эти годы сейчас, я понимаю, что недальновидное отношение к природным ресурсам — это у нас в крови. Что тогда, что сейчас на лесозаготовках приоритет отдается деловой древесине, на которую всегда есть спрос. Остальное просто остается в лесу.
Пустите на эту же лесосеку иностранцев — они там все вывезут! И деловую древесину, и балансовую, и пни выкорчуют, и даже дёрн снимут! У нас же «лес рубят — щепки летят». Только щепки эти с учетом масштабов страны превращаются в миллионы кубометров. Только вдумайтесь в цифры: в российской экономике в год заготавливается около 180 млн кубометров древесины, а 700 млн кубометров (почти в 4 раза больше!!!) остается в лесу!
И все это либо просто гниёт, нарушая экологию леса, либо становится источником пожаров. Ущерб государства от лесных пожаров в 2014 году составил 23,6 млрд рублей. Прибавьте к этому около 6 млрд. рублей расходов на тушение этих пожаров. Вот и получаем двойной убыток: сначала от того, что оставили ненужную древесину в лесу, затем от того, что эта древесина стала причиной пожара. Ведь опасность возгорания возникает в первую очередь из-за большого количества больных, сухих, старовозрастных и перестоянных лесов.
Понять лесозаготовщиков тоже можно. Зачем им тратить ресурсы на балансовую древесину? При повышении стоимости работ куда им девать её, если нет покупателей? В Европе их пруд пруди: это и пеллетное производство, и биоэнергетика, и целлюлозная отрасль. У нас два первых вида производств находятся в зачаточном состоянии, а целлюлозная отрасль дышит на ладан, используя мощности 40-50-летней давности.
Есть ли выход из ситуации? Безусловно, есть. Необходимо создание лесных кластеров, которые бы полностью потребляли все виды заготавливаемой древесины. В эти лесопромышленные зоны помимо лесозаготовки и лесопилок могут входить предприятия по деревообработке, производству пеллет и топливных брикетов, биоэнергетике и производству целлюлозы. От этого выиграют все. И лесозаготовители, которые получат доходы от реализации и деловой, и балансовой древесины. И предприятия-потребители, получающие сырье по более дешевой цене (сказывается оптовый эффект от закупок). Улучшится экология лесов, снизится количество лесных пожаров, и значит и связанный с ними ущерб государства.
И такие кластеры в России уже планируются! В Вологодской области разрабатывается проект особой экономической зоны “Суда”, в которую будут входить ряд предприятий, использующих древесину Вологодчины, в том числе и целлюлозный завод. И тут бы кричать “Ура!” и писать строки о вере в светлое будущее, но не всё так просто. Именно целлюлозный завод около года назад породил целый шквал критики со стороны общественности Череповца и близлежащих населенных пунктов, которая опасалась за экобезопасность этого предприятия. В результате была предоставлена вся необходимая документация об экологической безопасности, организована поездка на аналогичный завод в Финляндию, чтобы представители общественности Череповца могли убедиться: завод не несёт никакой опасности для окружающей среды. И эту безопасность признали череповецкие экологи, но...
Но воз и ныне там. Вместо того, чтобы строить современное производство, до сих пор обсуждают возможность его строительства. Помимо экологов в спор вступили политические и экономические силы: первые зарабатывают висты перед очередными выборами, вторые — делят сферы влияния. И те, и другие активно «загребают жар чужими руками», привлекая на свою сторону различные общественные организации. Взять хотя бы рьяных оппонентов строительства завода — интернет-сообщество “СТОП, ЦБК!”. Обновленный сайт, постоянный мониторинг новостей, написание статей, организация пикетов и митингов, — всё это стоит денег, и денег немалых. Невольно возникает вопрос: а кто за этим всем стоит? И на чьи финансы это всё организуется?..
Ну а пока на Вологодчине продолжаются жаркие споры, в Финляндии начато строительство практически такого же завода! И будет неудивительно, если через какое-то время вологодский лес пойдёт туда, а прибыль от его переработки будет оставаться заграницей. А мы так и будем размышлять о том, какая наша страна большая и богатая..
|
</> |