рейтинг блогов

Столетний и великий Гэтсби

топ 100 блогов elika13.04.2025 Об этом стоило рассказать три дня назад, ибо именно 10 апреля отмечалось столетие со дня выхода первого тиража «Великого Гэтсби» – книги, сначала ожидаемой всеми, потом – проклинаемой всеми, теперь же – читаемой всеми, ибо она даже входит в школьную программу англоязычных стран.

Столетний и великий Гэтсби 62b892a938c7178a2b06be620837625f.jpgИнтересно, что тексты Фицджеральда не избалованы экранизациями. Из самых частых – «Великий Гэтсби», из самых, пожалуй, неудачных – «Ночь нежна», из самых любимых зрителями – «Загадочная история Бенджамина Баттона» (рейтинг на Кинопоиске аж 8.1, на IMDb – 7.8). Последний факт вообще забавен, потому что, во-первых, сам Фицджеральд свои рассказы терпеть не мог и писал их только ради зарабатывания денег: за один рассказ ему платили до 4000 (!) долларов. Во-вторых, идея Фицджеральда в рассказе о Бенджамине Баттоне настолько проста, что оказывается совершенно недопустимой для кино, но абсолютно гениальной для философского текста: если человек в старости недоволен жизнью, изменилось ли что-нибудь, если бы жизнь он прожил наоборот? Ответ Фицджеральда прост, а оттого и глубок: нет. А вот ответ в фильме отсутствует, ибо это просто очередная, хоть и весьма оригинально-драматичная история любви, не более.

Фицджеральд работал в Голливуде и настолько терпеть не мог эту свою неудачную работу, что даже написал целый цикл рассказов о Пэте Хобби, неудачнике-сценаристе, так ничего и не создавшем на поприще кинематографа. Самоирония, переходящая в самосатиру, в этом цикле просто зашкаливает.

Столетний и великий Гэтсби cover.jpgА о начатом романе Фицджеральд сообщил в письме Максу Перкинсу, своему издателю, за год до публикации. Так, 10 апреля 1924 года он уверяет: «Впервые за годы – я действительно работаю и вкладываю в роман всё, что у меня есть». 25 августа 1924 года в письме к тому же Перкинсу он уже заявляет: «По-моему, я написал самый лучший роман, какой когда-нибудь появлялся в Америке. Местами я касаюсь в нём неприятных вещей, что не должно вас смущать. В нём всего около 50 тысяч слов». 10 апреля 1925 года книга вышла в свет, а уже 20-го выяснилось, что многих смутил такой небольшой её объём, поскольку критиков и читателей «избаловали» талмудами, и теперь им не верится, что в небольшом романе можно сказать о большом человеке. Но как показало время, Фицджеральд действительно написал текст, вписавший его имя в мировую классику.

И тем не менее «самый лучший роман, какой когда-нибудь появлялся в Америке» экранизируется в среднем… раз в 20 лет. С последней экранизации прошло уже 12 лет, так что, видимо, скоро нас опять что-то ждёт?! :) А пока предлагаю пройтись по тому, что уже есть. Итак: все экранизации «Великого Гэтсби» и самое интересное, что с ними связано.

(без названия)1. «Великий Гэтсби», 1926 (США, режиссёр Герберт Бренон)
Столетний и великий Гэтсби 1926.jpgРоман, как вы уже знаете, вышел в 1925 году, продавался он не очень хорошо, хотя первая критика была в принципе благосклонна. Видимо, этот второй критерий и два предыдущих бестселлера Фицджеральда и послужили поводом для того, чтобы выкупить у него права на экранизацию сразу же после выхода в печать самого романа. Увы, сам фильм не сохранился, остался только минутный трейлер, но он довольно атмосферен – в стиле Голливуда эпохи немого кино (первый звуковой фильм вышел только год спустя). Ну, а двигающиеся глаза доктора Эклберга на плакате даже вызывают ту самую нервную дрожь, которая пробирает читателя при чтении описания этих самых глаз:
Столетний и великий Гэтсби f09f92ad.png«Глаза доктора Эклберга голубые и огромные — их радужная оболочка имеет метр в ширину. Они смотрят на вас не с человеческого лица, а просто сквозь гигантские очки в жёлтой оправе, сидящие на несуществующем носу».

Кстати, самому Фицджеральду фильм не понравился: он вышел из зала, даже не досмотрев до конца. Но о его сложных отношениях с Голливудом я уже написала выше.

(без названия)2. «Великий Гэтсби», 1949 (США, режиссёр Эллиотт Наджент)
Столетний и великий Гэтсби 1949.webpЭтот вариант, думается, будет интересен любителям нуара, потому что именно в этом стиле и снята вторая экранизация. Основная проблема этой версии – действующий на момент съёмок в Голливуде Кодекс Хейса: такой свод правил, некий этический кодекс, который определял запрещённые или нежелательные для показа темы. Согласно этому кодексу, если главным героем повествования становится преступник, то нельзя дать зрителю ему сочувствовать, а к концу фильма его должны обязательно либо убить, либо арестовать.

Сюжет «Великого Гэтсби» в этом плане удобен, но вот ведь незадача: создатели, выдавая всю подноготную Джеймса Гэтсби с самого начала (добавив при этом немного отсебятины), сразу обозначая его злостным преступником, пытаясь заглушить симпатию зрителя к главному герою, просто сломали всю задуманную самим Фицджеральдом идею о разложении нравственных ценностей не среди преступников, а во всём обществе «ревущих двадцатых».

(без названия)3. «Великий Гэтсби», 1974 (США, режиссёр Джек Клейтон)
Столетний и великий Гэтсби 1974.jpgОдна из классических экранизаций – версия с Робертом Рэдфордом, которую сопровождали поистине санта-барбаровские страсти. То сценарий сначала доверили писать Трумену Капоте, который наворотил таких дел, что его работу в срочном порядке полностью переделывал Фрэнсис Форд Коппола; то продюсер в роли Дэйзи видел только свою жену Эли Макгроу, которая внезапно его бросила, из-за чего вместо неё была выбрана беременная Миа Фэрроу; то Уоррен Битти (Клайд из х/ф «Бонни и Клайд»), главный претендент на роль Гэтсби, сначала согласился, а потом отказался... Все эти сложности, несмотря на приличный бюджет, отразились на качестве экранизации. Хотя в итоге фильм даже получил «Оскара» за лучшие костюмы.

Столетний и великий Гэтсби 2000.jpeg(без названия)4. «Великий Гэтсби», 2000
(Великобритания, США; режиссёр Роберт Марковиц)
Эта экранизация могла бы оказаться самой удачной, если бы не телеформат, который, с одной стороны, позволил сделать её довольно ёмкой и лаконичной, с другой же – не позволил глубоко раскрыть характеры, очень многое дав зачем-то озвучить рассказчику, а не додумать зрителю.

А ещё здесь очень хороший подбор актёров: Пол Радд, сейчас больше известный как марвеловский Человек-Муравей, в роли Ника Каррауэя; невероятно красивая, милая и даже оскароносная Мила Сорвино – может быть, это даже лучшая Дэйзи… А ещё обаятельнейший и привлекательнейший Тоби Стивенс (кстати, сын недавно ушедшей и горячо лично мной любимой Мэгги Смит) – частый гость BBC-шных экранизаций (у него за плечами, между прочим, роль Владимира Ленского!).

Но, увы, этой экранизации не хватает лоска последующей версии, а хронометраж в 90 минут заставляет немного скакать галопом по европам, а точнее – по вечеринкам в доме Гэтсби; в итоге понять, почему же Ник так привязался к новому соседу, что не только эмоционально заявил «Вы стоите их всех вместе взятых!», но и фактически стал его поверенным, не совсем удаётся. А финал и вовсе превратился в один сплошной монолог Ника Каррауэя, и то, что в книге, как уже было сказано, читателю было дозволено додумать самому, здесь проговаривается прямым текстом. И всё же обаяния этой экранизации не занимать и благодаря музыке, и благодаря костюмам, и благодаря хорошей актёрской игре.

(без названия)5. «Великий Гэтсби», 2013 (Австралия, США; режиссёр Баз Лурман)
Столетний и великий Гэтсби 2013.webpНу, и, конечно, самая известная на данный момент экранизация – известная, естественно, благодаря Леонардо Ди Каприо, исполнившего, собственно, роль Джея Гэтсби. Эта экранизация выигрывает и качеством постановки, и в принципе неплохой режиссурой. Кстати, Баз Лурман как-то признался, что задумал этот фильм, находясь в Сибири. Не совсем понятно, почему именно наша страна натолкнула его на такие мысли, но смысл книги он уловил довольно верно:
Столетний и великий Гэтсби f09f92ad.png«Если вы поставите людей перед зеркалом, которое скажет им: вы были пьяны от денег, — они не захотят смотреть в него. Но если вы спроецируете отражение на иную эпоху, то такая история будет пользоваться спросом».

В любом случае – прежде всего читайте книгу! Она прекрасна, потому что в каждом из нас горит зелёный огонёк на другом конце залива, освещая нашу мечту. Самое главное, чтобы она оказалась достойна её воплощения!

Напоследок – чуть-чуть отматываем назад и… вот вам тот самый сохранившийся минутный и очень атмосферный трейлер «Гэтсби» 1926 года:

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
*** Говорят, при династии Мин В дефиците бывал дофамин. Но зато при династии Цин Был избыточен окситоцин. *** Теперь скажи, младая Фрина: Легко ли быть женою Брина? *** Однажды Кассий, Брут и Каска Пошли встречать Илона Маска… *** В африканских посёлках примеров мильон, Что дети ...
Вы заметили, как в последнее время стало модно обижаться? Ты слова не успел сказать, а кто-то уже обиделся. Как мне написала одна дончанка: наш регион сравнивать с Москвой некорректно, вот вы сравнили, а нам обидно. Пример из жизни. Чтобы получить одну справку, которая является ...
Только что заценил опус Ведомостей на тему увеличения лимита с 10000р до 1000 евро. И нифига не понял.На форуме к статье так же промелькнула ссылка на интервью с сотрудником фмс на тему новых правил.Вот у меня посылка будет из шопито. Ее реальная ...
Есть у меня один знакомый американский фермер, я работал у него переводчиком в ноябре 2011 года в Калужской области. Дед был самый адекватный среди той группы. Видимо их там в США защитники животных сильно дрючат глобальным потеплением, так что у них там свои паблики и группы где создают ...
На самом деле, чутка подкрутить наклон оси вращения планеты может всякий. Как ты раскачиваешь качели с дитём? Прикладывая фактически ничтожное усилие к довольно массивной системе, но в собственном ритме системы качели + дитя. Собственный ритм планеты здесь давно рассчитан, профит — ...