рейтинг блогов

Столетний и великий Гэтсби

топ 100 блогов elika13.04.2025 Об этом стоило рассказать три дня назад, ибо именно 10 апреля отмечалось столетие со дня выхода первого тиража «Великого Гэтсби» – книги, сначала ожидаемой всеми, потом – проклинаемой всеми, теперь же – читаемой всеми, ибо она даже входит в школьную программу англоязычных стран.

Столетний и великий Гэтсби 62b892a938c7178a2b06be620837625f.jpgИнтересно, что тексты Фицджеральда не избалованы экранизациями. Из самых частых – «Великий Гэтсби», из самых, пожалуй, неудачных – «Ночь нежна», из самых любимых зрителями – «Загадочная история Бенджамина Баттона» (рейтинг на Кинопоиске аж 8.1, на IMDb – 7.8). Последний факт вообще забавен, потому что, во-первых, сам Фицджеральд свои рассказы терпеть не мог и писал их только ради зарабатывания денег: за один рассказ ему платили до 4000 (!) долларов. Во-вторых, идея Фицджеральда в рассказе о Бенджамине Баттоне настолько проста, что оказывается совершенно недопустимой для кино, но абсолютно гениальной для философского текста: если человек в старости недоволен жизнью, изменилось ли что-нибудь, если бы жизнь он прожил наоборот? Ответ Фицджеральда прост, а оттого и глубок: нет. А вот ответ в фильме отсутствует, ибо это просто очередная, хоть и весьма оригинально-драматичная история любви, не более.

Фицджеральд работал в Голливуде и настолько терпеть не мог эту свою неудачную работу, что даже написал целый цикл рассказов о Пэте Хобби, неудачнике-сценаристе, так ничего и не создавшем на поприще кинематографа. Самоирония, переходящая в самосатиру, в этом цикле просто зашкаливает.

Столетний и великий Гэтсби cover.jpgА о начатом романе Фицджеральд сообщил в письме Максу Перкинсу, своему издателю, за год до публикации. Так, 10 апреля 1924 года он уверяет: «Впервые за годы – я действительно работаю и вкладываю в роман всё, что у меня есть». 25 августа 1924 года в письме к тому же Перкинсу он уже заявляет: «По-моему, я написал самый лучший роман, какой когда-нибудь появлялся в Америке. Местами я касаюсь в нём неприятных вещей, что не должно вас смущать. В нём всего около 50 тысяч слов». 10 апреля 1925 года книга вышла в свет, а уже 20-го выяснилось, что многих смутил такой небольшой её объём, поскольку критиков и читателей «избаловали» талмудами, и теперь им не верится, что в небольшом романе можно сказать о большом человеке. Но как показало время, Фицджеральд действительно написал текст, вписавший его имя в мировую классику.

И тем не менее «самый лучший роман, какой когда-нибудь появлялся в Америке» экранизируется в среднем… раз в 20 лет. С последней экранизации прошло уже 12 лет, так что, видимо, скоро нас опять что-то ждёт?! :) А пока предлагаю пройтись по тому, что уже есть. Итак: все экранизации «Великого Гэтсби» и самое интересное, что с ними связано.

(без названия)1. «Великий Гэтсби», 1926 (США, режиссёр Герберт Бренон)
Столетний и великий Гэтсби 1926.jpgРоман, как вы уже знаете, вышел в 1925 году, продавался он не очень хорошо, хотя первая критика была в принципе благосклонна. Видимо, этот второй критерий и два предыдущих бестселлера Фицджеральда и послужили поводом для того, чтобы выкупить у него права на экранизацию сразу же после выхода в печать самого романа. Увы, сам фильм не сохранился, остался только минутный трейлер, но он довольно атмосферен – в стиле Голливуда эпохи немого кино (первый звуковой фильм вышел только год спустя). Ну, а двигающиеся глаза доктора Эклберга на плакате даже вызывают ту самую нервную дрожь, которая пробирает читателя при чтении описания этих самых глаз:
Столетний и великий Гэтсби f09f92ad.png«Глаза доктора Эклберга голубые и огромные — их радужная оболочка имеет метр в ширину. Они смотрят на вас не с человеческого лица, а просто сквозь гигантские очки в жёлтой оправе, сидящие на несуществующем носу».

Кстати, самому Фицджеральду фильм не понравился: он вышел из зала, даже не досмотрев до конца. Но о его сложных отношениях с Голливудом я уже написала выше.

(без названия)2. «Великий Гэтсби», 1949 (США, режиссёр Эллиотт Наджент)
Столетний и великий Гэтсби 1949.webpЭтот вариант, думается, будет интересен любителям нуара, потому что именно в этом стиле и снята вторая экранизация. Основная проблема этой версии – действующий на момент съёмок в Голливуде Кодекс Хейса: такой свод правил, некий этический кодекс, который определял запрещённые или нежелательные для показа темы. Согласно этому кодексу, если главным героем повествования становится преступник, то нельзя дать зрителю ему сочувствовать, а к концу фильма его должны обязательно либо убить, либо арестовать.

Сюжет «Великого Гэтсби» в этом плане удобен, но вот ведь незадача: создатели, выдавая всю подноготную Джеймса Гэтсби с самого начала (добавив при этом немного отсебятины), сразу обозначая его злостным преступником, пытаясь заглушить симпатию зрителя к главному герою, просто сломали всю задуманную самим Фицджеральдом идею о разложении нравственных ценностей не среди преступников, а во всём обществе «ревущих двадцатых».

(без названия)3. «Великий Гэтсби», 1974 (США, режиссёр Джек Клейтон)
Столетний и великий Гэтсби 1974.jpgОдна из классических экранизаций – версия с Робертом Рэдфордом, которую сопровождали поистине санта-барбаровские страсти. То сценарий сначала доверили писать Трумену Капоте, который наворотил таких дел, что его работу в срочном порядке полностью переделывал Фрэнсис Форд Коппола; то продюсер в роли Дэйзи видел только свою жену Эли Макгроу, которая внезапно его бросила, из-за чего вместо неё была выбрана беременная Миа Фэрроу; то Уоррен Битти (Клайд из х/ф «Бонни и Клайд»), главный претендент на роль Гэтсби, сначала согласился, а потом отказался... Все эти сложности, несмотря на приличный бюджет, отразились на качестве экранизации. Хотя в итоге фильм даже получил «Оскара» за лучшие костюмы.

Столетний и великий Гэтсби 2000.jpeg(без названия)4. «Великий Гэтсби», 2000
(Великобритания, США; режиссёр Роберт Марковиц)
Эта экранизация могла бы оказаться самой удачной, если бы не телеформат, который, с одной стороны, позволил сделать её довольно ёмкой и лаконичной, с другой же – не позволил глубоко раскрыть характеры, очень многое дав зачем-то озвучить рассказчику, а не додумать зрителю.

А ещё здесь очень хороший подбор актёров: Пол Радд, сейчас больше известный как марвеловский Человек-Муравей, в роли Ника Каррауэя; невероятно красивая, милая и даже оскароносная Мила Сорвино – может быть, это даже лучшая Дэйзи… А ещё обаятельнейший и привлекательнейший Тоби Стивенс (кстати, сын недавно ушедшей и горячо лично мной любимой Мэгги Смит) – частый гость BBC-шных экранизаций (у него за плечами, между прочим, роль Владимира Ленского!).

Но, увы, этой экранизации не хватает лоска последующей версии, а хронометраж в 90 минут заставляет немного скакать галопом по европам, а точнее – по вечеринкам в доме Гэтсби; в итоге понять, почему же Ник так привязался к новому соседу, что не только эмоционально заявил «Вы стоите их всех вместе взятых!», но и фактически стал его поверенным, не совсем удаётся. А финал и вовсе превратился в один сплошной монолог Ника Каррауэя, и то, что в книге, как уже было сказано, читателю было дозволено додумать самому, здесь проговаривается прямым текстом. И всё же обаяния этой экранизации не занимать и благодаря музыке, и благодаря костюмам, и благодаря хорошей актёрской игре.

(без названия)5. «Великий Гэтсби», 2013 (Австралия, США; режиссёр Баз Лурман)
Столетний и великий Гэтсби 2013.webpНу, и, конечно, самая известная на данный момент экранизация – известная, естественно, благодаря Леонардо Ди Каприо, исполнившего, собственно, роль Джея Гэтсби. Эта экранизация выигрывает и качеством постановки, и в принципе неплохой режиссурой. Кстати, Баз Лурман как-то признался, что задумал этот фильм, находясь в Сибири. Не совсем понятно, почему именно наша страна натолкнула его на такие мысли, но смысл книги он уловил довольно верно:
Столетний и великий Гэтсби f09f92ad.png«Если вы поставите людей перед зеркалом, которое скажет им: вы были пьяны от денег, — они не захотят смотреть в него. Но если вы спроецируете отражение на иную эпоху, то такая история будет пользоваться спросом».

В любом случае – прежде всего читайте книгу! Она прекрасна, потому что в каждом из нас горит зелёный огонёк на другом конце залива, освещая нашу мечту. Самое главное, чтобы она оказалась достойна её воплощения!

Напоследок – чуть-чуть отматываем назад и… вот вам тот самый сохранившийся минутный и очень атмосферный трейлер «Гэтсби» 1926 года:

Оставить комментарий

Популярные посты:
sntdpni">sntdpni
sntdpni Из-за листика выглядывает котик от satoimo521
Архив записей в блогах:
На сайте Sela.Ru была найдена эта майка. Такую майку, имхо, только врагу подарить: ...
Два капуцина грабят корзину с фруктами, перебив две фарфоровые посуды. Их маленькие ручки жадно стремятся схватить слишком большие для них фрукты, разрушая упорядоченное расположение корзин. Можно легко представить себе маленькие пронзительные крики, которые заполняют комнату, ...
Два киевских магазина запиздили за украинофобство: ...
После много месяцев отсутствии захожу в главную и замечаю, площадь ещё хуже стала и глаза бросается пост о том, что отсюда уходят известные блогеры. В верхах строках ленте светятся ещё больше какие то подозрительные типы с своими писулками, чем было ранее. Я не хочу чтобы этот платформа ...
1927 год. Бухтарминские староверы обедают в поле, возле д.Фыкалка. ...