Столетний и великий Гэтсби
elika — 13.04.2025
Об этом стоило рассказать три дня назад, ибо именно 10 апреля
отмечалось столетие со дня выхода первого тиража «Великого
Гэтсби» – книги, сначала ожидаемой всеми, потом – проклинаемой
всеми, теперь же – читаемой всеми, ибо она даже входит в школьную
программу англоязычных стран.
Интересно,
что тексты Фицджеральда не избалованы экранизациями. Из самых
частых – «Великий Гэтсби», из самых, пожалуй, неудачных – «Ночь
нежна», из самых любимых зрителями – «Загадочная история Бенджамина
Баттона» (рейтинг на Кинопоиске аж 8.1, на IMDb – 7.8).
Последний факт вообще забавен, потому что, во-первых, сам
Фицджеральд свои рассказы терпеть не мог и писал их только ради
зарабатывания денег: за один рассказ ему платили до 4000 (!)
долларов. Во-вторых, идея Фицджеральда в рассказе о Бенджамине
Баттоне настолько проста, что оказывается совершенно недопустимой
для кино, но абсолютно гениальной для философского текста: если
человек в старости недоволен жизнью, изменилось ли что-нибудь, если
бы жизнь он прожил наоборот? Ответ Фицджеральда прост, а оттого и
глубок: нет. А вот ответ в фильме отсутствует, ибо это
просто очередная, хоть и весьма оригинально-драматичная история
любви, не более.Фицджеральд работал в Голливуде и настолько терпеть не мог эту свою неудачную работу, что даже написал целый цикл рассказов о Пэте Хобби, неудачнике-сценаристе, так ничего и не создавшем на поприще кинематографа. Самоирония, переходящая в самосатиру, в этом цикле просто зашкаливает.
А о начатом романе
Фицджеральд сообщил в письме Максу Перкинсу, своему издателю, за
год до публикации. Так, 10 апреля 1924 года он уверяет: «Впервые
за годы – я действительно работаю и вкладываю в роман всё, что у
меня есть». 25 августа 1924 года в письме к тому же Перкинсу он
уже заявляет: «По-моему, я написал самый лучший роман, какой
когда-нибудь появлялся в Америке. Местами я касаюсь в нём
неприятных вещей, что не должно вас смущать. В нём всего около 50
тысяч слов». 10 апреля 1925 года книга вышла в свет, а уже
20-го выяснилось, что многих смутил такой небольшой её объём,
поскольку критиков и читателей «избаловали» талмудами, и теперь им
не верится, что в небольшом романе можно сказать о большом
человеке. Но как показало время, Фицджеральд действительно написал
текст, вписавший его имя в мировую классику.И тем не менее «самый лучший роман, какой когда-нибудь появлялся в Америке» экранизируется в среднем… раз в 20 лет. С последней экранизации прошло уже 12 лет, так что, видимо, скоро нас опять что-то ждёт?! :) А пока предлагаю пройтись по тому, что уже есть. Итак: все экранизации «Великого Гэтсби» и самое интересное, что с ними связано.
Роман, как вы уже
знаете, вышел в 1925 году, продавался он не очень хорошо, хотя
первая критика была в принципе благосклонна. Видимо, этот второй
критерий и два предыдущих бестселлера Фицджеральда и послужили
поводом для того, чтобы выкупить у него права на экранизацию сразу
же после выхода в печать самого романа. Увы, сам фильм не
сохранился, остался только минутный трейлер, но он довольно
атмосферен – в стиле Голливуда эпохи немого кино
(первый звуковой фильм вышел только год спустя). Ну, а
двигающиеся глаза доктора Эклберга на плакате даже вызывают ту
самую нервную дрожь, которая пробирает читателя при чтении описания
этих самых глаз:Кстати, самому Фицджеральду фильм не понравился: он вышел из зала, даже не досмотрев до конца. Но о его сложных отношениях с Голливудом я уже написала выше.
Этот вариант,
думается, будет интересен любителям нуара, потому что именно в этом
стиле и снята вторая экранизация. Основная проблема этой версии –
действующий на момент съёмок в Голливуде Кодекс Хейса: такой свод
правил, некий этический кодекс, который определял запрещённые или
нежелательные для показа темы. Согласно этому кодексу, если главным
героем повествования становится преступник, то нельзя дать зрителю
ему сочувствовать, а к концу фильма его должны обязательно либо
убить, либо арестовать.Сюжет «Великого Гэтсби» в этом плане удобен, но вот ведь незадача: создатели, выдавая всю подноготную Джеймса Гэтсби с самого начала (добавив при этом немного отсебятины), сразу обозначая его злостным преступником, пытаясь заглушить симпатию зрителя к главному герою, просто сломали всю задуманную самим Фицджеральдом идею о разложении нравственных ценностей не среди преступников, а во всём обществе «ревущих двадцатых».
Одна из
классических экранизаций – версия с Робертом Рэдфордом, которую
сопровождали поистине санта-барбаровские страсти. То сценарий
сначала доверили писать Трумену Капоте, который наворотил таких
дел, что его работу в срочном порядке полностью переделывал Фрэнсис
Форд Коппола; то продюсер в роли Дэйзи видел только свою жену Эли
Макгроу, которая внезапно его бросила, из-за чего вместо неё была
выбрана беременная Миа Фэрроу; то Уоррен Битти (Клайд из х/ф
«Бонни и Клайд»), главный претендент на роль Гэтсби, сначала
согласился, а потом отказался... Все эти сложности, несмотря на
приличный бюджет, отразились на качестве экранизации. Хотя в итоге
фильм даже получил «Оскара» за лучшие костюмы.
(Великобритания, США; режиссёр Роберт Марковиц)
А ещё здесь очень хороший подбор актёров: Пол Радд, сейчас больше известный как марвеловский Человек-Муравей, в роли Ника Каррауэя; невероятно красивая, милая и даже оскароносная Мила Сорвино – может быть, это даже лучшая Дэйзи… А ещё обаятельнейший и привлекательнейший Тоби Стивенс (кстати, сын недавно ушедшей и горячо лично мной любимой Мэгги Смит) – частый гость BBC-шных экранизаций (у него за плечами, между прочим, роль Владимира Ленского!).
Но, увы, этой экранизации не хватает лоска последующей версии, а хронометраж в 90 минут заставляет немного скакать галопом по европам, а точнее – по вечеринкам в доме Гэтсби; в итоге понять, почему же Ник так привязался к новому соседу, что не только эмоционально заявил «Вы стоите их всех вместе взятых!», но и фактически стал его поверенным, не совсем удаётся. А финал и вовсе превратился в один сплошной монолог Ника Каррауэя, и то, что в книге, как уже было сказано, читателю было дозволено додумать самому, здесь проговаривается прямым текстом. И всё же обаяния этой экранизации не занимать и благодаря музыке, и благодаря костюмам, и благодаря хорошей актёрской игре.
Ну, и, конечно,
самая известная на данный момент экранизация – известная,
естественно, благодаря Леонардо Ди Каприо, исполнившего,
собственно, роль Джея Гэтсби. Эта экранизация выигрывает и
качеством постановки, и в принципе неплохой режиссурой. Кстати, Баз
Лурман как-то признался, что задумал этот фильм, находясь в Сибири.
Не совсем понятно, почему именно наша страна натолкнула его на
такие мысли, но смысл книги он уловил довольно верно:В любом случае – прежде всего читайте книгу! Она прекрасна, потому что в каждом из нас горит зелёный огонёк на другом конце залива, освещая нашу мечту. Самое главное, чтобы она оказалась достойна её воплощения!
Напоследок – чуть-чуть отматываем назад и… вот вам тот самый сохранившийся минутный и очень атмосферный трейлер «Гэтсби» 1926 года:
|
|
</> |
Будущее GEO-продвижения: как AI и генеративный поиск меняют локальный маркетинг
Невероятное происшествие с супермоделью
Следующая станция — Константиновка
У клана Николаевых еще есть что конфисковать
Ревность: Как вырваться из зелёных оков?
TOUR DE CORÉE 2025 (11): CODA
РобоДент против кариеса
Из-за листика выглядывает котик от satoimo521
"Битлы". Интересно получилось :-)

