рейтинг блогов

И как только в СССР дали денег на это тоскливое, заурядное кино

топ 100 блогов townsman14.04.2025

Один из самых обсуждаемых фильмов в истории советского кинематографа вышел на экраны 19 мая 1980 года и предсказуемо не блеснул в прокате. 89-е место, 4,4 миллиона зрителей. Понятно, что конкурировать с "Пиратами XX века" и "Москва слезам не верит" было заведомо невозможно. Однако, кроме гениальных шедевров Бориса Дурова и Владимира Меньшова впереди оказались также "Спасатель", "Процесс", "Прогулка, достойная мужчин" и даже "Бабушкин внук". Слышали когда-нибудь про такие кинокартины?

Сегодня мы проанализируем "Сталкера" исключительно с позиции чистого и холодного разума. Никаких авторских домыслов или вкусовщины! Только железная логика.

1). Сценарий.

"Сталкер" снят по мотивам повести братьев Стругацких "Пикник на обочине". Однако из "канонического" текста взята только основная идея: некая аномальная зона и таинственный проводник. Иными словами, Тарковский снял свою фантазию на тему произведения легендарных братьев. И распорядился неограниченными возможностями довольно беспечно. Сколько действительно ценных подробностей мог добавить режиссер! Мы же ничего не знаем. Где происходит действия - непонятно. В чем конкретно заключается опасность Зоны и ее ловушки - непонятно. Как зовут героев - непонятно. Сталкер, профессор, писатель. Как говорится, "нет у вас, блатных, имен, одни кликухи". Сценарий сильно перегружен непонятными диалогами, которые не содержат никакой полезной информации и только замедляют основное действие.

И как только в СССР дали денег на это тоскливое, заурядное кино

А сколько сюжетных линий можно было бы закрутить! Скажем: женщина на шикарном автомобиле встречается со Сталкером, и тот влюбляется в нее по уши. Соглашается взять возлюбленную в Зону. Бармен видит, что герои уходят вчетвером и сообщает своей приятельнице - жене Сталкера, похожей на актрису Алису Фрейндлих (имени у героини не имеется). Несчастная обезумевшая женщина бросается в погоню за мужем и его новой пассией, оставляя дочку одну. Воспользовавшись отсутствием родителей, гангстеры похищают девочку с целью выкупа. Чье же сокровенное желание исполнит комната счастья?

Другой вариант. За несколько минут, проведенных вместе у автомобиля, Сталкер успевает покорить сердце шикарной женщины. Она увязывается за троицей в Зону. Писатель любит брюнетку, а брюнетка - Сталкера. Герой Солоницына решает погубить удачливого конкурента, но он не знает, как использовать опасности Зоны в свою пользу, а Сталкер - знает. Чем закончится противостояние Проводника и Путника? Смотрите до конца, и узнаете.

И как только в СССР дали денег на это тоскливое, заурядное кино

Как вам?

2). Подбор актеров.

"Сталкер" - фильм довольно монотонный. Трое "коллег по опасному бизнесу" бредут по некоей Зоне, где расположена комната счастья. Первый за деньги, второй от отчаяния, а третий замыслил взорвать опасное помещение. Троица занимает большую часть экранного времени. Андрей Тарковский выбрал на главную роль Александра Кайдановского. Решение было правильным, хотя артист и избражал "блаженного". А в качестве спарринг-партнеров для великого Кайдановского режиссер пригласил актеров, с которыми уже не раз работал - Анатолия Солоницына и Николая Гринька.

Это была ошибка.

И как только в СССР дали денег на это тоскливое, заурядное кино

Троица должна быть разнообразной, разноплановой. Но вместо этого мы получили одного "крупного" Сталкера и двух "пожиже". Кайдановский, Гринько и Солоницын чрезвычайно похожи друг на друга. Я даже не буду предлагать вместо них Никулина, Вицина и Моргунова. Давайте серьезно. Кто мог сыграть популярного писателя, обольстителя женских сердец, уговорившего блестящую даму идти с ними в Зону? Пожалуй, Андрей Миронов. Возможно, Александр Абдулов или Олег Видов. Все трое прекрасно сумели бы противостоять Кайдановскому. А кто бы подошел на роль "безумного профессора"? Ну, например, Евстигнеев. Профессор Плейшнер, Профессор Преображенский. Евгений Александрович был артистом широчайшего диапазона и мог изобразить кого угодно, блестяще вписаться в комедию Эльдара Рязанова ("Берегись автомобиля") или мрачную драму Карена Шахназарова ("Зимний вечер в Гаграх").

Вот достойные соперники Сталкеру - Миронов и Евстигнеев. А вместо этого мы получили трех одинаковых бедолаг, произносящих похожие речи.

3). Натура.

В фильме "Сталкер" показана Зона. Богатый материал, с которым работать и работать. Какие-то катакомбы, унылые городские улочки, нетронутая природа. Фильм снимали на заброшенной электростанции в Эстонии. И вот здесь я хотел бы похвалить Тарковского. Он, в целом, справился. Конечно, Балабанов всё это сделал бы в разы лучше. Октябриныч умел снимать по-настоящему мрачные и заброшенные места. Но в целом выбор локации - пожалуй, единственная удача "Сталкера".

И как только в СССР дали денег на это тоскливое, заурядное кино

4). Монтаж.

А вот здесь мы сталкиваемся с неудачей. Это недостаток всех фильмов Тарковского. Картины чрезмерно затянуты, и главное непонятно, с какой целью. Ну вот для чего все эти долгие планы? Я написал несколько статей про творчество Андрея Арсеньевича, но так и не получил ни одного внятного ответа на вопрос - с какой целью в фильмы Тарковского вставлены бесконечные статичные планы природы и журчание ручейков. Все аргументы ограничиваются довольно однотипными репликами.

И как только в СССР дали денег на это тоскливое, заурядное кино

Но почему фильмы Тарковского, которые вполне можно было бы уложить в 1:15 - 1:30 растянуты до трех часов, мне так никто и не смог объяснить. Вот и "Сталкер" слишком удлиннен. Оттого смотреть его очень скучно.

И как только в СССР дали денег на это тоскливое, заурядное кино

5). Музыка.

Одна из отличительных черт режиссера Тарковского - непопадание в аудиоряд. Леонид Гайдай работал с Александром Зацепиным. Многие песни из его комедий стали хитами. "Остров невезения", "Звенит январская въюга". Эльдар Рязанов и Владимир Меньшов прибегли к помощи Сергея Никитина ("Я спросил у ясеня", "Александра, Александра"). Алексей Балабанов создавал прекрасные саундтреки из современной ему российской рок-музыки. Что же касается фильмов Тарковского, ни одна мелодия там не запоминается. Фактически, музыки в произведениях режиссера нет.

Подведем итог. Аргументация защитников творчества Андрея Тарковского обычно ограничивается двумя словами.

И как только в СССР дали денег на это тоскливое, заурядное кино

Ну, иногда они еще любят разом поставить себя выше 90% не-любителей Тарковского, причислить к ценителям "элитарного искусства", но четких и понятных критериев, опять-таки не сообщают.

И как только в СССР дали денег на это тоскливое, заурядное кино
И как только в СССР дали денег на это тоскливое, заурядное кино

Когда у поклонников режиссера Тарковского начинаешь спрашивать, что конкретно гениального в его произведениях - как правило, они не отвечают. Я читаю многие комментарии к своим статьям и могу с уверенностью это утверждать. Вот типичный пример диалога критика Тарковского с его адептом...

И как только в СССР дали денег на это тоскливое, заурядное кино

Что думаете относительно фильма "Сталкер"? Пишите в комментариях. Если вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк.

Друзья! Я завел телеграм-канал, где публикую различные интересные факты об отечественных актерах и кинофильмах. Подпишитесь, чтобы не пропустить!

И обязательно вступайте в мою группу ВК, где я рассказываю о Москве и о своих путешествиях по России.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
который будет интересен скорее всего только лишь мне. Я просто решила оставить его здесь. Поэтому под кат лучше не заглядывать. Пару месяцев назад я впервые в жизни ощутила, что такое паническая атака. Меня накрыло за рулем, и это было так внезапно, что я еле смогла включить аварийку и пр ...
Как некоторые из читателей знают, я вчера написала пост в сообщество odin_moy_den . Пост был про др в Париже, аналогичный тому, что был в моем журнале. Пост вызвал большой интерес к блогу - я этому очень рада, потому что люблю общение, люблю свой блог, ...
Для протестной оппозиции хороших новостей у Путина нет. Совсем. На послабления она может не рассчитывать. Именно такой вывод логично сделать из того, что Путин сказал вчера на Коллегии МВД. Прочитайте внимательно то, что он сказал про экстремизм. Цитата первая: - Экстремисты отра ...
9 марта родился Михай Волонтир (1934-2015), всесоюзно любимый цыган Будулай, который в политическом раже набросился на давшую ему славу Россию.  Дабы понять, - почему это ...
Хорошо, что при Сталине так не думали, поэтому строили метро, набережные, гидроэлектростанции, шлюзы и каналы — несовременно, а с расчетом на многие поколения." (ц) Выступая на форуме «Территория смыслов» Собянин признал «экономические» причины постоянного перекладывания плитки ...