
И как только в СССР дали денег на это тоскливое, заурядное кино

Один из самых обсуждаемых фильмов в истории советского кинематографа вышел на экраны 19 мая 1980 года и предсказуемо не блеснул в прокате. 89-е место, 4,4 миллиона зрителей. Понятно, что конкурировать с "Пиратами XX века" и "Москва слезам не верит" было заведомо невозможно. Однако, кроме гениальных шедевров Бориса Дурова и Владимира Меньшова впереди оказались также "Спасатель", "Процесс", "Прогулка, достойная мужчин" и даже "Бабушкин внук". Слышали когда-нибудь про такие кинокартины?
Сегодня мы проанализируем "Сталкера" исключительно с позиции чистого и холодного разума. Никаких авторских домыслов или вкусовщины! Только железная логика.
1). Сценарий.
"Сталкер" снят по мотивам повести братьев Стругацких "Пикник на обочине". Однако из "канонического" текста взята только основная идея: некая аномальная зона и таинственный проводник. Иными словами, Тарковский снял свою фантазию на тему произведения легендарных братьев. И распорядился неограниченными возможностями довольно беспечно. Сколько действительно ценных подробностей мог добавить режиссер! Мы же ничего не знаем. Где происходит действия - непонятно. В чем конкретно заключается опасность Зоны и ее ловушки - непонятно. Как зовут героев - непонятно. Сталкер, профессор, писатель. Как говорится, "нет у вас, блатных, имен, одни кликухи". Сценарий сильно перегружен непонятными диалогами, которые не содержат никакой полезной информации и только замедляют основное действие.

А сколько сюжетных линий можно было бы закрутить! Скажем: женщина на шикарном автомобиле встречается со Сталкером, и тот влюбляется в нее по уши. Соглашается взять возлюбленную в Зону. Бармен видит, что герои уходят вчетвером и сообщает своей приятельнице - жене Сталкера, похожей на актрису Алису Фрейндлих (имени у героини не имеется). Несчастная обезумевшая женщина бросается в погоню за мужем и его новой пассией, оставляя дочку одну. Воспользовавшись отсутствием родителей, гангстеры похищают девочку с целью выкупа. Чье же сокровенное желание исполнит комната счастья?
Другой вариант. За несколько минут, проведенных вместе у автомобиля, Сталкер успевает покорить сердце шикарной женщины. Она увязывается за троицей в Зону. Писатель любит брюнетку, а брюнетка - Сталкера. Герой Солоницына решает погубить удачливого конкурента, но он не знает, как использовать опасности Зоны в свою пользу, а Сталкер - знает. Чем закончится противостояние Проводника и Путника? Смотрите до конца, и узнаете.
Как вам?
2). Подбор актеров.
"Сталкер" - фильм довольно монотонный. Трое "коллег по опасному бизнесу" бредут по некоей Зоне, где расположена комната счастья. Первый за деньги, второй от отчаяния, а третий замыслил взорвать опасное помещение. Троица занимает большую часть экранного времени. Андрей Тарковский выбрал на главную роль Александра Кайдановского. Решение было правильным, хотя артист и избражал "блаженного". А в качестве спарринг-партнеров для великого Кайдановского режиссер пригласил актеров, с которыми уже не раз работал - Анатолия Солоницына и Николая Гринька.
Это была ошибка.
Троица должна быть разнообразной, разноплановой. Но вместо этого мы получили одного "крупного" Сталкера и двух "пожиже". Кайдановский, Гринько и Солоницын чрезвычайно похожи друг на друга. Я даже не буду предлагать вместо них Никулина, Вицина и Моргунова. Давайте серьезно. Кто мог сыграть популярного писателя, обольстителя женских сердец, уговорившего блестящую даму идти с ними в Зону? Пожалуй, Андрей Миронов. Возможно, Александр Абдулов или Олег Видов. Все трое прекрасно сумели бы противостоять Кайдановскому. А кто бы подошел на роль "безумного профессора"? Ну, например, Евстигнеев. Профессор Плейшнер, Профессор Преображенский. Евгений Александрович был артистом широчайшего диапазона и мог изобразить кого угодно, блестяще вписаться в комедию Эльдара Рязанова ("Берегись автомобиля") или мрачную драму Карена Шахназарова ("Зимний вечер в Гаграх").
Вот достойные соперники Сталкеру - Миронов и Евстигнеев. А вместо этого мы получили трех одинаковых бедолаг, произносящих похожие речи.
3). Натура.
В фильме "Сталкер" показана Зона. Богатый материал, с которым работать и работать. Какие-то катакомбы, унылые городские улочки, нетронутая природа. Фильм снимали на заброшенной электростанции в Эстонии. И вот здесь я хотел бы похвалить Тарковского. Он, в целом, справился. Конечно, Балабанов всё это сделал бы в разы лучше. Октябриныч умел снимать по-настоящему мрачные и заброшенные места. Но в целом выбор локации - пожалуй, единственная удача "Сталкера".
4). Монтаж.
А вот здесь мы сталкиваемся с неудачей. Это недостаток всех фильмов Тарковского. Картины чрезмерно затянуты, и главное непонятно, с какой целью. Ну вот для чего все эти долгие планы? Я написал несколько статей про творчество Андрея Арсеньевича, но так и не получил ни одного внятного ответа на вопрос - с какой целью в фильмы Тарковского вставлены бесконечные статичные планы природы и журчание ручейков. Все аргументы ограничиваются довольно однотипными репликами.

Но почему фильмы Тарковского, которые вполне можно было бы уложить в 1:15 - 1:30 растянуты до трех часов, мне так никто и не смог объяснить. Вот и "Сталкер" слишком удлиннен. Оттого смотреть его очень скучно.

5). Музыка.
Одна из отличительных черт режиссера Тарковского - непопадание в аудиоряд. Леонид Гайдай работал с Александром Зацепиным. Многие песни из его комедий стали хитами. "Остров невезения", "Звенит январская въюга". Эльдар Рязанов и Владимир Меньшов прибегли к помощи Сергея Никитина ("Я спросил у ясеня", "Александра, Александра"). Алексей Балабанов создавал прекрасные саундтреки из современной ему российской рок-музыки. Что же касается фильмов Тарковского, ни одна мелодия там не запоминается. Фактически, музыки в произведениях режиссера нет.
Подведем итог. Аргументация защитников творчества Андрея Тарковского обычно ограничивается двумя словами.

Ну, иногда они еще любят разом поставить себя выше 90% не-любителей Тарковского, причислить к ценителям "элитарного искусства", но четких и понятных критериев, опять-таки не сообщают.


Когда у поклонников режиссера Тарковского начинаешь спрашивать, что конкретно гениального в его произведениях - как правило, они не отвечают. Я читаю многие комментарии к своим статьям и могу с уверенностью это утверждать. Вот типичный пример диалога критика Тарковского с его адептом...

Что думаете относительно фильма "Сталкер"? Пишите в комментариях. Если вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк.
Друзья! Я завел телеграм-канал, где публикую различные интересные факты об отечественных актерах и кинофильмах. Подпишитесь, чтобы не пропустить!
И обязательно вступайте в мою группу ВК, где я рассказываю о Москве и о своих путешествиях по России.
|
</> |
