блаГО-вЕСТ

Пока – в глазах двоится.
***
Дугин-2: «Конечно, можно представить себе, что многие люди на планете запоздали с осознанием происшедшего в конце ХХ — начале XIX в. и по инерции верят в социализм, коммунизм или даже религию».
Предлагаю сравнить. Просто сравнить с прежде вычитанным.
Дугин-1: «Не только высшие сверхразумные символы веры могут снова быть взяты на щит, но и те иррациональные моменты культов, обрядов и легенд, которые смущали богословов на прежних этапах. Если мы отбрасываем прогресс как идею, свойственную эпохе Модерна (а она, как мы видим, закончилась), то все древнее обретает для нас ценность и убедительность уже потому, что оно древнее. Древнее – значит, хорошее. И чем древнее, тем лучше. Самым древним из творений является рай. К его новому обретению в будущем должны стремиться носители Четвертой политической теории».
Это отрывки из одного трактата, один цельный текст кусочками. «Дугин-1» и «Дугин-2», разумеется, не пара Голядкиных – одно физическое, творящее лицо.
Пробую разобраться.
«Дугин-2» твердит: «по инерции верят в социализм, коммунизм или даже религию». «По инерции» взято из правдивого: в православных чуть не все по описи, «воцерковлённых» с гулькин нос. Но это объяснено и объяснимо. Это не Лютеров протест в том духе, что «посредники» между Богом и человеком не нужны. А и само по себе «воцерковление» дела не решает. В Империи 99% православных были «воцерковлены» по уставу, строем. Что вышло в 1917-м, известно.
А вот «верят в религию»… конструкция та ещё. Верят в Бога. Но когда всё подано вместе, колбаской в кишочке, перечислением «однородных членов предложения», «вещей», тогда понятно, что для Дугина религия – любая, вероятно, представляет отживший концепт, умирающую или «даже» по-собачьи околевшую (Хайдеггер) идею. Точно как социализм и коммунизм. Дугин: «Марксизм из возможной альтернативы и проекта будущего превратился в незначительный эпизод политической и идеологический истории». То же, выходит и с «даже религией». Незначительный эпизод.
Дугин-2: «многие люди на планете запоздали с осознанием» того, что… Что, собственно?
Что «Бог умер».
Известный тезис. Памятный.
Но не столько отношение Дугина к религии представляется замечательным в своём роде, но его отношение к людям, которые точно уж знают, и не «по инерции» знают, что веруют они именно в Бога, а не «в религию о нём». Дугин – русский, голос поставлен, излагает «как по бумажке»… Для чего этакий выверт? Случайность? Вряд ли. Сигнал, посыл, «месседж»: вы, дескать, не в Бога веруете, дамоспода, а всего лишь «в религию»; хватить лгать и лицемерить, бросьте запираться, признайтесь себе (и мне) и пойдём вперёд, строем – строить, возводить Четвёртый уклад!..
Четвёртую в новой и новейшей истории версию Вавилонской башни.
***
Но вот же – Дугин-1: «Не только высшие сверхразумные символы веры могут снова быть взяты на щит, но и те иррациональные моменты культов, обрядов и легенд, которые смущали богословов на прежних этапах… Древнее – значит, хорошее. И чем древнее, тем лучше. Самым древним из творений является рай. К его новому обретению в будущем должны стремиться носители Четвертой политической теории».
Евангелие от Матфея: «Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое».
В умирающее, мёртвое, околевшее «наливать» не имеет смысла. Дугин, думается, помнит азбучное. Рай Христианства (предположим, дело ограничивается только им) «как и Бог», по Дугину, выходит, мёртв; мёртв равно с «раем» социализма – коммунизмом. Но есть «древний рай», есть «сверхразумные символы веры», есть «иррациональные моменты культов, обрядов и легенд, которые смущали богословов на прежних этапах». И вот в этот-то «древний рай», который вовсе не рай Христианства («Бог умер», но «многие люди на планете запоздали с осознанием» «закрытия» райских врат), Дугин и зовёт: «К его новому обретению в будущем должны стремиться носители Четвертой политической теории».
В будущее через древнее, древнейшее Ветхозаветного. С верой в «новую религию».
То есть – Теорию.
Не просто «Бог умер», а – «старый Бог умер».
А.Н. Веселовский, Из лекций по истории эпоса (1884 год): «… чем древнее сказка, тем проще её схема, и чем новее, тем более она осложняется».
Что это за религия-теория, что за культы, обряды и легенды, можно догадываться, а можно заглянуть в историю Южинского, литературно-оккультного кружка покойного ныне писателя Юрия Мамлеева. Господин Дугин «родом» оттуда. Гейдар Джемаль, один из участников, назвал это славное дело «шизоидным интеллектуальным подпольем».
Я сам человек Подпола, но что из всего этого выйдет в нашем государстве, Бог весть. Что вышло – имеем, продолжаю читать, и с увлечением. Помня Фёдора Тютчева:
Путь промысла Его неведом потому,
Что вера есть в Него, но веры нет Ему.
И прибавлю – от древнейшего Сократа: Смерть может быть величайшим из всех человеческих благ.
Может быть. Рай впереди. Горний Град. Сколько там, по счёту, ворот с укладкой запоров в пазы разумения, крепки ли винтовые конные замкѝ великого зáмка?
Двоится в глазах.
***
«Человек изнутри кривоват и угловат, всовывает кое-как в себя другого – получаются обрезки. И у того, другого, то же самое получается. И потом общаются два обрубка, и лихо им, и нескладно». – «Просто так», С.Валиков (

Ещё веселей, когда эти двое – один. Один.