ДыНЯ ГоР

Безапелляционно. Сурово. Сухо и «вещно» навеки. Без поэтического тропа.
Мой личный опыт показывает, что это утверждение Хайдеггера ложно. Ложно как «несправедливо». Животные знают о смерти «позади» себя и «впереди». И даже «вокруг» – знают. Твержу это не из клетки антропоморфизма.
Животные умирают.
Более того, объективность моего вывода об ошибке философа-поэта «бытия» утверждается множеством зафиксированных свидетельств зоологов, т.е. научно.
По мне, так здесь у Хайдеггера гордыня (дыня гор), антропоцентризм, проросший из эпохи Просвещения в Модерн и дальше, в наше пост- пост- пост-заумие. По мне, опять же, авторитетность Хайдеггера играет с людьми ту же шутку, что сыграла в своё время авторитетность Аристотеля с его «басней» про восьмилапую муху.
Общая судьба философов и авторитетов во все времена? А доверчивых человеков? А ещё более доверчивых, от слова «совсем»?
И ещё я читывал, что философия Хайдеггера не только «поэтична», но и «религиозна», именно близка («чуть-чуть») к Христианству. (По мне, он и верно поэт-рапсод, и, по мне, действительно близка).
Но это по «вопросу» райского Древа познания преподобный Анастасий Синаит отсёк язычки, ручонки поэтически любопытствующих («Истинная природа двух райских деревьев совершенно неизвестна и знание её не является необходимым для Церкви»), но насчёт братьев наших меньших то и дело «поп с прихода» разворачивает в тырнетах басенную бумажку с безапелляционным знанием – из чего сделали наших зверушек, чего в них «понадышали», во сколько люменов светит им репатриация в сад Эдемский и проч.
Во всю полноту поэтических тропиков с остротой козерогов.
Какой уж тут «околевает». Тут у «околорелигиозного» Хайдеггера прямая схизма с «народным» нашим Православием.
А ведь и впрямь зеркальный соблазн, когда иная сердобольная прихожанка под записочку «на помин души» мурзика-шарика храму копеечку жертвует. Сребренничек.
Хайдеггер: «Ладна вещь: чаша и стол, мост и плуг. Но по-своему тоже вещи – ель и пруд, ключ и холм. Вещи, каждый раз по-своему веществующие, – цапля и лось, конь и бык. Вещи, каждый раз своим способом веществующие, – зеркало и пряжка, книга и картина, корона и крест».
Животные умирают. Они, даже по-философски, в таблице познания, не вещи. Креста на них нет, а смерть есть.
***
Разумеется, при войне на дворе, при ежедневной гибели сотен, а то и тысяч людей, вопрос о животных и об отношении к их смерти «какого-то» Хайдеггера сам собою обречон «околеванию», ещё при постановке оного. (Смешно в нём, как при хрестоматийном всхлипе «птичку жалко» от пьяненького Шурика из «Кавказской пленницы».) На первый взгляд. А если глянуть чуть шире, то есть в самих себя? Это ведь мы оказались при дверех: одни «в рай мучениками попадут», другие «как собаки сдохнут», околеют.
Такая вот смесь «религиозности» с Базаровским «натурализмом» в одном, общем на всех флаконе. И ведь никуда, нахрен, не денешься с нашей поднебной лодки.
***
«Отчего-то» вспомнился мне великий просвещенец Рене Декарт, автор знаменитейшего cogito ergo sum, научавший тому, что животные – всего лишь «живые механизмы», в «доказательство» чему – публичным уроком – живьём резал и потрошил собак, кроликов и прочую природную «механику». Вспомнился и Аристотель, «справедливо» полагавший, что человек – тоже животное. Вспомнились гений конвейера Генри Форд, имморализующий морализатор Карл Маркс, Великий инквизитор Достоевского с его царством замертво осчастливленных детей, безликие нынешние глобалисты и проч., вполне себе успешно творящие из человеков функции, живую и полуживую механику, несущие вразнос всю нашу на глазах околевающую околесицу…
А начинается всё с простых и простейших, ладных вещей, у всякой из которых, по справедливости, есть свой собственник, без разницы – «физик» он, корпоративное «лицо», или государственный лирик: как без него?
***
Вот такая дыня с горы. Катится. По-русски – бочка. А в ней, внутри – философ-киник, известнейший, древнейший, почитавший всех человеков, и себя в первую голову, собаками.
|
</> |