Безопасность и спасение жизни на море

топ 100 блогов russos03.11.2019 Море ошибок не прощает. Уже не одно тысячелетие мы покоряем его просторы, перевозим грузы и пассажиров. Все современные средства спасения и их применение — это опыт всего человечества и самые последние достижения техники. Как известно, правила безопасности в большинстве своем написаны кровью. И их выполнение при пожаре или на борту шлюпки — обязательно для всех.

Как бы не было надежно и безопасно судно, оно должно быть оснащено всем необходимым для спасения пассажиров, экипажа и груза. А в случае покидания корабля экипаж должен иметь всё необходимое для обеспечения выживаемости в экстремальных условиях. Мало вероятно, что в современных реалиях это может понадобиться, но каждый член команды обязан знать, что нужно делать в нештатной ситуации, уметь пользоваться противопожарными и иными средствами спасения.

Безопасность и спасение жизни на море

На арктическом танкере «Штурман Скуратов» «Газпром нефти» мы прошли инструктаж по правилам поведения на борту, использованию спасательных средств. Отдельно нам показали, как устроена противопожарная система и современная шлюпка. Самое главное правило для пассажиров очень простое — в случае объявления шлюпочной тревоги тепло одеться, взять сумку с гидрокостюмом и спасательный жилет. С этим комплектом прибыть на мостик и ждать указаний.

Меня заинтересовали системы судна, отвечающие за его пожарную безопасность, а также спасательная шлюпка. Поэтому я решил сделать отдельный материал об этом.

Пожар на судах относится к самым опасным происшествиям, поэтому защите от него уделяется очень большое внимание. В зависимости от типа и размеров современные суда оснащаются различными противопожарными приборами и системами. Наиболее широко такая техника представлена на пассажирских судах, а также на танкерах, транспортирующих жидкие легковоспламеняющиеся грузы.

Основная цель борьбы с пожаром — быстро взять его под контроль и потушить. Задача будет выполнена, если огнетушащее вещество доставлено к месту возгорания быстро и в достаточном количестве. Это обеспечивается за счет стационарных систем пожаротушения.

Они не заменяют традиционную противопожарную систему судна – пенная, водная - которая длительно охраняет от огня пассажиров, экипаж и оборудование, что выигрывает время для эвакуации в безопасное место.

Обычно:
— вода используется в стационарных системах, защищающих районы, в которых находятся твердые горючие вещества, — общественные помещения и коридоры;
— пена или огнетушащий порошок применяются в стационарных системах, защищающих районы, где могут возникнуть пожары класса В; для тушения пожаров воспламеняющихся газов стационарные системы не используются;
— углекислый газ, галлон (хладон) и соответствующий огнетушащий порошок входят в состав систем, обеспечивающих защиту от пожара класса С;

1. Во всех помещениях проложена система пожарного трубопровода. По всему судну установлены пожарные ящики с рукавами и брандспойтами. Это помимо огнетушителей, которые расположены также по всему судну.
Безопасность и спасение жизни на море

2. Самоспасатель изолирующий.
Безопасность и спасение жизни на море

3. Один из лафетных стволов на палубе. Есть лафетные стволы, которые могут управляться дистанционно.
Безопасность и спасение жизни на море

4. Кормовая станция пенотушения. Красные вентили отвечают за контур с водой. А желтые — за пенный контур, который используется для тушения грузовых танков и для лафетных стволов.
Безопасность и спасение жизни на море

5. Клапан для подачи забортной воды в пенную магистраль окрашен в красный и желтый.
Безопасность и спасение жизни на море

6. Станция углекислотного пожаротушения. Используется для особо ответственных помещений, где может возникнуть сильный пожар. Например, машинное отделение.
Безопасность и спасение жизни на море

7. Индикатор состояния разных тревог и опасностей. Находясь в этом помещении, сотрудник через определенные промежутки времени должен нажимать кнопку — сигнализировать, что с ним все хорошо. Это так называемая «кнопка мертвеца». Если на мостик не поступает сигнал от человека, значит необходима оперативная помощь.
Безопасность и спасение жизни на море

8. На каждом борту хранится пожарный план судна и международный коннектор для пожарной системы судна. План служит для того, чтобы пожарная команда, прибывшая на борт, знала, где и какой груз находится, количество членов экипажа, их список. Это лист бумаги, который заполняется перед каждым рейсом и складывается в металлический тубус. А международный коннектор позволяет соединить между собой пожарную систему судна и берега.
Безопасность и спасение жизни на море

9. Если машинное отделение выйдет из строя, то электричество будет вырабатывать аварийный дизель-генератор. Он устанавливается в надстройке, чтобы мог работать при почти полном затоплении судна.
Безопасность и спасение жизни на море

10. Авариный буй и «черный» ящик. Он пишет все параметры рейса и необходимые данные. Полный аналог такого же устройства на самолете. В случае затопления судна на определенной глубине он автоматически отстреливается и всплывает.
Безопасность и спасение жизни на море

11. Спасательный круг находится в подогреваемом ящике. Все жизненно важное оборудование хранится в похожих ящиках или укрывается тентами с подогревом.
Безопасность и спасение жизни на море

12. Основное средство спасения — плот. Шлюпка хороша, когда происходит неспешное покидание судна. А если это происходит быстро, то обычно используется плот. Главное, что нужно знать: после открытия замка (гака) ничего разъединять не надо! Плот просто выбрасывается за борт. Далее надо вытянуть слабину и дернуть за линь — плот надуется. Уже находясь на плоту можно обрезать линь специальным ножом. Если вдруг судно резко стало тонуть, то линь оснащен гидростатическим разобщающим устройством, которое позволит плоту самостоятельно всплыть и активироваться.
Безопасность и спасение жизни на море

При плавании в море может возникнуть такая аварийная ситуация, когда экипаж вынужден покинуть судно. Этому предшествует борьба за его живучесть и принятие всех мер по спасению пассажиров, судна и груза. Момент и порядок оставления судна определяет капитан как лицо, ответственное за жизнь всех людей на борту. По его указанию объявляется шлюпочная тревога — семь коротких и один продолжительный сигнал громкого боя и/или судовым свистком при выходе последнего из строя.

По этому сигналу каждый должен прибыть к месту сбора тепло одетым (предпочтительно шерстяное белье и малопромокаемая одежда), с индивидуальным спасательным средством.

Если принято решение оставлять судно, то рекомендуется спускать все судовые шлюпки и плоты, для того чтобы, во-первых, ими воспользовались все оказавшиеся в воде люди, и, во-вторых, повысился шанс на выживание благодаря снабжению, которое располагается в них.

Моряк всегда должен помнить три основные заповеди на случай вынужденного оставления судна:
1. Надеть теплую одежду, обувь и индивидуальное спасательное средство.
2. Стремиться покинуть судно вместе со всеми в шлюпке, на плоту.
3. Оказавшись в воде, стараться сохранять неподвижность.

А теперь давайте посмотрим на спасательные шлюпки танкера «Штурман Скуратов». На судне их две, находятся на правом и левом борту и спускаются с помощью классических шлюпбалок. Каждая шлюпка рассчитана на 30 человек, отсюда и максимальное количество людей, которые могут находится на борту.

13. Это закрытая шлюпка в так называемом танкерном исполнении — она оснащена дополнительными средствами спасения, которые могут понадобиться при разливе и горении нефтепродуктов.
Безопасность и спасение жизни на море

14. Шлюпка изнутри. Слева — корма, там же место командира. Справа — нос. По периметру — посадочные места для экипажа. По центру — провиант и оборудование. Металлическая полка по центру — обогреватель.
Безопасность и спасение жизни на море

15. Шлюпка левого борта является дежурной при отработке ситуации «человек за бортом», поэтому в ней хранятся гидрокостюмы и спасательные жилеты для трех членов экипажа. По команде они занимают места и спасают упавшего за борт человека.
Безопасность и спасение жизни на море

16. Место командира и рулевого.
Безопасность и спасение жизни на море

17. Управление предельно простое и надежное. Все системы сделаны максимально ремонтопригодными и доступными.
Безопасность и спасение жизни на море

18. Особенность танкерного исполнения — системы наддува и орошения. Первая нужна для создания внутри шлюпки повышенного давления, чтобы продукты горения нефтепродуктов не попали внутрь. А система орошения предназначена для охлаждения корпуса шлюпки, если надо проплыть рядом с участком, где горят нефтепродукты.
Безопасность и спасение жизни на море

19. Классическая уключина для весел.
Безопасность и спасение жизни на море

20. Запас воды. В каждом пакете 4 раздела по 125 миллилитров, итого 500. Инструкцией предписано не пить в первый день вообще. Каждый пакет предназначен на одни сутки на человека.
Безопасность и спасение жизни на море

21. Еда. Одна упаковка на три дня. Есть один брикет каждые шесть часов. Обратите внимание на энергетическую ценность — 10 тысяч кДж, это почти 2,4 тысяч кКал.
Безопасность и спасение жизни на море

22. Рыболовные снасти, зеркало, свисток, нож, открывашка, фонарик...
Безопасность и спасение жизни на море

23. Пиротехника.
Безопасность и спасение жизни на море

24. Уголковый отражатель. В море собирается и вывешивается на шлюпку, чтобы с радаров она была видна лучше.
Безопасность и спасение жизни на море

25. Лекарства. Естественно, все сроки годности соблюдены. Есть большой запас таблеток от укачивания — на шлюпке они обязательны.
Безопасность и спасение жизни на море

26. Каждый должен помнить, что борьба за живучесть судна, оставление судна и выживание в спасательном средстве на море потребуют от него не только умения и физического напряжения, но и сохранения человеческого достоинства в любых обстоятельствах.
Безопасность и спасение жизни на море

27. Учебная шлюпочная тревога. Члены экипажа занимают место согласно штатному расписанию. В случае спокойного покидания спускаются две шлюпки и экипаж распределяется между ними поровну. Проводится перекличка, обозначаются зоны ответственности и обязанности. Это понятное дело, делается только при учениях.
Безопасность и спасение жизни на море

28. Безопасного плавания!
Безопасность и спасение жизни на море

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Но не все фюреры одинаково полезны. Пожалуй, наиболее полезен фюрер в виде игольницы. Такие подушечки для иголок были довольно популярны в США и Англии в 1940-1941 годах, как, впрочем, и позднее. 20 апреля 1889 года родился Сами Знаете Кто. Личность вполне, увы, вполне актуальная в ...
Сейчас модно чему-то учиться, не отходя от компа. Курсы, онлайн-уроки, тренажеры для освоения всего на свете, вебинары и лекции. Моя знакомая начала учить арабский - просто так. Ей нравится мелодика и каллиграфия. Другая слушает курс по истории философии у кого-то из британских профессоров ...
Почему новый фильм Гарроне нельзя показывать детям? 7 марта мне повезло попасть на закрытый просмотр в «Мираж Синема» (ТРЦ Европолис, Ростокино). Купившись на вроде бы детскую тему и интересный трейлер я взяла с собой 17летнюю дочь. И она испугалась. И мне, взрослой женщине, честно скажу, ...
Рисунок zov1968 . Она опубликовала его в ФБ с сопровождением: " Всё лето я эту картинку рисовала. Вчера, наконец, закончила". Предложила ей запостить картинку в ЖЖ, но свой блог здесь она не ведет, только время от времени пишет комментарии. А мне хочется, чтобы эта картинка была ...
Стрелять в людей я не еду за отсутствием стреляла. Попытавшись улучшить кучность оного стреляла я к хуям угробил хоп-ап и то место во фронтсете, куда он крепится. Покупать базовый не вижу смысла, да и жалко денег. Да и не встанет базовый теперь ...