Без такси
ilyavaliev — 10.05.2016 «Наши люди в булочную на такси не ездят!» Помните эту знаменательную фразу не менее знаменательной дамы из «Бриллиантовой руки»?Судя по всему, наши люди скоро вообще на такси ездить не смогут, а просто нормального, доступного такси у нас, похоже, не будет.
К хорошему, оно ведь быстро привыкаешь. Такси стало доступным и относительно недорогим. Заказать машину удобно (пара кликов в специальной программке на собственном смартфоне), а ездить на ней безопасно (в тех же агрегаторах типа убера, гета или яндекса можно посмотреть рейтинг компании или водителя). Как результат – популярность этого вида транспорта серьезно выросла, как выросло и количество перевозчиков, и качество их услуг. Но это сегодня, потому что уже в ближайшем будущем нас планируют лишить нормального такси: после принятия поправок Минтранса легальные перевозчики конкретно подорожают, а те, кто не сможет соответствовать жестким требованиям новой реальности, просто уйдут в тень.
Достаточно либеральными законами, лояльными к перевозчикам, и методами здоровой рыночной конкуренции в последние годы удалось вывести многих «таксеров» из тени, заставить работать легально.
«Среднегодовое количество такси в России сегодня составляет порядка 338 тыс. легально работающих таксомоторов, генерирующих 441 млрд рублей выручки и 26,4 млрд рублей потенциальных налоговых поступлений в год», – сообщила заместитель руководителя Аналитического центра Светлана Ганеева . Кто-то хочет отказаться от этих всех миллиардов? А где деньги в бюджет брать будем? Да и кому нужны новые нелегальные шахид-такси, не отвечающие вообще никаким требованиям безопасности? Я, честно говоря, не знаю.
А ведь тем временем Министерство транспорта РФ подготовило поправки в законопроект, предусматривающие жесткий контроль за деятельностью всех участников рынка. «Благие» намерения, как обычно, но все мы знаем, куда ведет дорога, выложенная ими, правда?
Зачем плясать по граблям, на которых уже не одна страна набиралась опыта? Ведь ничего хорошего от излишней зарегулированности отрасли в других странах не получилось. Возьмите Турцию: любой, кто бывал в Стабуле, помнит эти «машины смерти» с прокуренным салоном, продавленными креслами, треснутыми стеклами и нереально высокими ценами. Откуда ноги растут? Все от тех же благих намерений: количество такси в турецкой столице жестко регламентировано и люди живут в постоянном дефиците автомобилей – хорошо, что хоть какое-нибудь такси да приехало, качество сервиса уже дело второе. А если учесть, что все лицензии давно раскуплены крупными игроками рынка и тарифы унифицированы, то им просто нет смысла вкладываться в состояние автопарка или в развитие собственных компаний. А зачем? Ведь конкуренции практически нет.
Сейчас у нас множество компаний такси, а с появлением агрегаторов эти компании могут легко и без больших затрат получить доступ к клиентам. А мы, в свою очередь, можем выбирать те компании, которые предоставляет наилучшие условия: выставлять водителям рейтинги, требовать качественного сервиса. Соответственно, конкурентная борьба вынуждает таксистов совершенствоваться. Сегодня агрегаторы защищают и их, и пассажиров. Для таксистов они всегда могут подтвердить, что заказ был сделан, чтобы клиент не отказался платить. Для клиента, самый простой пример, всегда можно найти машину, в которой забыл документы. Не нужно записывать номер или опасаться, что не доедешь до конечной точки. Не нужно бояться, что тебя заставят платить больше или что, не дай бог, таксист окажется бандитом с большой дороги. Рынок получился открытым и совершенствующимся, причем самым лучшим способом – естественным, рыночным, конкурентным. И вместо того, чтобы этот рынок развивать, сейчас закрутят гайки, превратят агрегаторы из информационных сервисов в «просто очень большие таксопарки», обяжут их работать только с перечнем «угодных» компаний, выровняют тарифы под одну гребенку - и все, не будет у нас нормального сервиса.
А все в угоду чему? Жесткому регулированию? Хотя это не самоцель, конечно, цель – это побольше поборов и налогов. Зная, как у нас во многих отраслях проходит это «жесткое регулирование», могу предположить, что уже готовятся несколько назначенных ответственными компаний, которые получат эти заказы. А дальше что? Высокие цены и здравствуй, турецкий вариант?
Есть же обратные примеры: в Ирландии, например, еще в конце 90х отказались от жесткого регулирования отрасли. И как результат – сразу же улучшились все основные показатели отрасли:
- доля заказов, выполненных в течение 5 минут, выросла с 20% в 1997 —году до 60% в 2001 году;
-выросло количество людей, пользующихся услугами такси еженедельно, с 43% в 1997 году до 51% в 2001 году;
- по данным социологических опросов, выросла доля респондентов, считающих, что стоимость услуги соответствует качеству, с 8% до 14 %.
Просто государство не мешало рынку развиваться. У нас же пока в сфере таксомоторных перевозок пытаются сделать что-то типа Платона, несмотря на то, что последний никаких существенных плюсов ни перевозчикам, ни бюджету пока не дал.
Объективно (сужу по себе и по своим знакомым), пользоваться такси мы стали гораздо чаще (статистика, кстати, это подтверждает). Заказывать стало проще, оплачивать можно как угодно, при этом в безопасности можешь быть уверен.
Так зачем уничтожать то хорошее, что уже есть на этом рынке? Мне кажется, лучше развивать его, внедряя новые, современные механизмы (информатизацию, системы страхования т.д.).
Как считаете?
|
</> |