Берингово море - заговор молчания. Эпизод 1.
basov_chukotka — 23.02.2018 Геополитика, предательство, биоресурсы, нефть, США, Южная Корея, патриотизм, кораблекрушения, рыбные войны - все эти темы объединяет одно - Берингово море.Берингово море не Чёрное, находится далеко, курортов и резиденций Президента на нём нет, а следовательно для СМИ оно не интересно. А между тем, события происходящие на этом море заслуживают места в передовицах, а значимость событий на этом море выше, чем события в Сирии и даже не побоюсь, чем на Украине. Всё дело в том, что Берингово море - это единственное место, где мы имеем границу с США.
В этом и следующем посту я расскажу о двух эпизодах войны за Берингово море
Немного "лженауки", геополитики. Тот кто владеет Беринговым морем (имеет стратегическое коммуникационное преимущество), тот владеет Арктикой. После продажи Аляски между Российской империей и Северо-Американскими Соединёнными Штатами раздел морской акватории был осуществлён весьма схематично (от пересечения меридиана в Беринговом проливе с координатой 65.30 , прямо на север к полюсу, и в противоположную сторону на юго-запад). Не вдаваясь в подробности, при таком дележе морской акватории Россия оказалась в преимущественном положении. Но в 19 веке ещё не было исключительных экономических морских зон. Также как и мощного рыболовного флота, который появился у двух стран в ХХ веке.
Берингоморье, считается вторым по биоресурсам водоёмом в Тихом океане (по крайне мере в его северной части), кроме рыбы, крабов и прочих морских гадов на шельфе сосредоточены значительные запасы нефти и газа.
В связи с глобальным потеплением, вопрос освоения Арктики и шельфа северного берингоморья будет стоять на повестке дня. Уже сейчас США и Россия рассматривают вопросы урегулирования судоходства в Беринговом проливе. Россия запрещает коммерческие грузоперевозки иностранным судам по СевМорПути.
Таким образом, Берингово море - это:
1. Добыча биоресурсов (минатй, треска, сельдь)
2. Залежи нефти и газа на шельфе
3. "Ключи от Арктики"
4. Граница России и США.
Четвёртый, пожалуй, самый важный пункт. Фактор скорее психологический, но как показывает история самый важный. США, как любая империя воспринимает только закон силы. Сила должна быть осязаемо ощутимой, не в Сирии, не в Европе, а непосредственно у границ США. Вспомним Карибский кризис - это единственный случай в истории, когда американцы действительно испугались. Задача разумеется, не напугать, а заставить вести диалог, диалог равных.
Всё это предыстория. А теперь поговорим о первом берингоморском эпизоде.
В июне 1990 года, министр иностранных дел СССР Э.Шеварднадзе и госсекретарь США Д.Бейкер подписали соглашение "О линии разграничения морских пространств". Проблема разграничения исключительных экономических морских зон между странами была, но как её решил Шеварнадзе (и другие ответственные лица) в публицистике, кроме как предательством не называют. Американцы провели прямую "срединную" линию: всё что к востоку от неё переходило к ним, акватория к западу передавалась нам. Раздел вышел по принципу Попандопуло, в котором Попандопуло - американец. Пока русские не опомнились американский сенат ратифицировал соглашение. Депутаты СССР, а позже и России, даже в самые смутные и антипатриотические времена ратифицировать документ отказались. Но для американцев русская ратификация не более, чем формальность: есть подписи министров и одобрение Сената США, значит уже можно выдвигать на вновь обретённые "воды" ВМФ.
В кураже 1990-х, когда страну не по-детски "бомбило" кусок синевы на карте Тихого океана никого не волновал. Точнее волновал только наших дальневосточных рыбаков, суда которых американцы периодически задерживали и что обиднее всего в нашей же буферной зоне. В начале 2000-х годов, когда начался процесс собирания русских земель, вновь вспомнили о потерянной воде, но тема как-то очень быстро сошла на нет.
Первый эпизод войны за Берингово море Россия проиграла. Вопрос "Почему Россия молчит?", по факту получается риторическим, на него не смог ответить ни один аналитик занимающийся берингоморской тематикой.
Депутаты и политики поднимают бури в стакане и по пустяковым поводам, а тут замалчивается стратегическая проблема.
- Соглашение Россия не ратифицировала, значит оно не действительно.
- Отношение с США вернулись к периоду 35 летней давности.
- Россия снова проводит национальную политику, доказывая свою военную мощь на переферии геополитических интересов.
- США открыто называют Россию потенциальным врагом, проводят крайне не дружественную ей внешнюю политику, ввели санкции.
Но при всём этом Москва в упор не видит дверь, которую пора закрыть и поставить на неё замок. Зачем воевать с тенью противника, когда можно воевать с ним самим? Игра на чужих полях для США не принципиальна. На тех полях угроза есть для России, но не для Штатов. Надо перевести игру непосредственно на поле взаимных интересов, на Тихий океан, в Берингово море. Де-юре акватория Берингова моря является исключительной экономической морской зоной России. Ввести в эту зону хотя бы один российский рыболовный траулер под защитой сторожевых кораблей или крейсера. Прецеденты подобной национальной политики в истории были, это знаменитые "тресковые войны" Исландии против Великобритании и ФРГ.
В данной ситуации я могу сделать несколько выводов:
1) Россия недостаточно сильна в военно-морском отношении, чтобы начать противостояние
2) Россия согласилась с потерей акватории и предпочитает сохранить статус-кво
3) На самом деле противостояния России и США нет, а есть грамотно разыгрываемый сценарий направленный в перспективе против Китая.