Чукотские торговые зимники
basov_chukotka — 18.02.2018Зима - лучшее время на Чукотке. Но это не значит, что жители Чукотки любят зиму, скорее наоборот, зима в рейтинге любимых времён года занимает предпоследнее место. Хуже зимы только предзимье. Превосходная степень самого холодного времени года возникла исключительно по соображениям прагматизма и утилитарности. Зима - это в первую очередь, возможность перемещаться по территории наземным транспортом. За такую возможность в краю, где главный транспортный гегемон -авиация рисует заоблачные ценники, трепеща при этом от мало-мальской пурги, не грех и холод со снегом полюбить.
По необорудованным зимникам могут ездить три типа техники:
1) Гусеничная техника
2) Большегрузы типа "Уралов", "Кразов" или "Камазов"
3) "Трэколы" - автомобили на колёсах сверхнизкого давления (и подобная им техника).
У каждой техники есть свои плюсы и минусы: самая надёжная техника - вездеход, едет везде, но медленно. Самые быстрые - "Трэколы", но они чаще всего ломаются. "Уралы" и другие грузовики имеют самую большую грузоподъёмность, но проигрывают вездеходам и "Трэколам" в проходимости.
2. МТЛБ, "метла" - пожалуй, лучшая гусеничная вездеходная техника
3. "Уралы" наливники
4. "Трэколы" - название стало именем собственным для всей техники на колёсах сверхнизкого давления
Зимники бывают двух типов: поддерживаемые и стихийные или лучше сказать торговые. Поддерживаемых зимников на Чукотке не много, львиная доля зимних дорог появляется благодаря коммерсантам, которые развозят грузы по селам и посёлкам. Самые "жирные" зимники - анадырские, те которые начинаются в столице Чукотки. Оно и понятно, где больше народу, там и деньги. Из Анадыря в разные направления уходят три зимника:
- на Эгвекинот (северо-восток)
- на Марково (запад)
- на Беринговский (юго-запад).
Основной груз - продукты питания. С начала десятых годов большую часть грузов из Анадыря в указанные направления доставляется "Трэколами". "Трэколы" практически полностью вытеснили с рынка перевозок вездеходы, не говоря уже о большегрузах. Берут они не много, всего тонну - максимум полторы, но выигрывают за счёт скорости и количества единиц техники. К тому же, предпринимателю выгодно возить товар небольшими партиями.
Торговые зимники есть в каждом райцентре. Точнее так, в каждом райцентре начинается, как минимум два зимника. Разница с анадырскими только в регулярности движения.
Открываются зимники в конце декабря-начале января. Впрочем, "открываются" - громко сказано. Так как они не поддерживаемые, право "открытия" принадлежит самым рисковым извозчикам. Пионеры зимников, во время "открытия" трассы не редко калечат и горбят технику. Но здесь как у моряков-рыболовов, первому достаётся самый жирный куш.
Фото: К.Лемешев, А.Толкачёв, автор
|
</> |