Баснословное чародейство

топ 100 блогов anairos07.02.2020 В фэнтези должны быть волшебники и волшебство. Это обязательное требование, без него соискателя отсеют ещё на пороге. Фэнтези без волшебства – просто исторический роман, действие которого происходит на другой планете.

Но есть тут одна загвоздка, которую, кажется, ещё никто не осознавал и словами не описывал. Дело в том, что в фэнтези существует не одна магия, а две – точнее, два совершенно разных понятия, обозначаемых одним и тем же словом.


Фэнтези – не жанр. Жанры – это типы историй: героический поход, психологическая драма, загадка (в том числе детектив), любовная комедия... много их. Фэнтези же – набор приёмов, при помощи которых автор историю рассказывает.

В мире фэнтези может происходить действие и шпионского боевика, и триллера, и любовного романа... особенно любовного романа, если вы понимаете, о чём я. Но лучше всего этот инструментарий подходит для героических приключений.

Константин Крылов ещё двадцать лет назад написал, почему так.

Здесь от тебя ничего не зависит. Изменилась твоя жизнь к лучшему или к худшему – в любом случае это результат не столько твоих действий, сколько переплетения интересов других людей.

Фэнтези – это мир, где личное превосходство решает всё. Поступок одного человека может действительно на что-то повлиять, что-то изменить – хотя бы его собственную жизнь. Что бы ни произошло – это всегда результат чьего-то решения, выбора, воли. Даже у одиночки, сражающегося против целого королевства, есть шанс на победу – потому что он может оказаться сильнее этого королевства.

А что у нас самое яркое воплощение личного превосходства – силы и власти одновременно? Что даёт возможность самому, без ансамбля, менять мир, повелевая стихиями и людьми? Естественно, та самая магия, без которой фэнтези – не фэнтези. Как определил её Крылов – «совокупность нетехнических средств воздействия на природу».

Магия выводит своего обладателя из-под власти экономики, освобождает от паутины взаимозависимости. Магия – то, что маг может сделать в одиночку, а не-маги – не могут вообще.

Президент или солдат, торговец или разбойник – всё это роды занятий, то, что ты делаешь. Маг – то, что ты есть. Не зря в стольких сеттингах волшебником невозможно стать по собственному желанию: если ты не родился с талантом, никакие усилия и никакое трудолюбие тебе не помогут.

Конечно, этим целям лучше всего соответствует «жёсткая» магическая система, с известными правилами и предсказуемыми результатами. Но и «мягкая» система, где магия – непостижимая и практически неуправляемая сила, сгодится тоже. Всё зависит от мастерства автора.


Вторая магия – та, которая существует и в реальности. Другая, невидимая сторона мира. Она разговаривает с нами через сны, догадки, интуицию и странные происшествия. Она никогда не станет «достаточно проанализированной», чтобы сделаться технологией. Мы никогда не узнаем её законов, потому что у неё нет законов. Она вне упорядоченного мира. Если есть у природы закон, то должен быть и произвол – и этот произвол и есть магия.

Существует, однако, магическое искусство – умение настраивать воображение в тон невидимому миру, чтобы прислушиваться к его сигналам, разговаривать с ним и понимать ответы. Сама литература, как и театр, была когда-то частью этого искусства, но затем утратила значение и стала развлекательной. Теперь она просто создаёт для нас интересные фантазмы, не заботясь о том, зачем это нужно.

Здесь нет никакого эскапизма, побега от реальности, сбычи мечт и реализации потаённых чаяний. Наоборот – это и есть реальность, какой её видит искренне верующий или практикующий маг.

В пределе мы получаем произведения, которые вообще нельзя назвать фэнтези. Почитайте, как рассказывают о своей жизни убеждённые евангелики. Там на каждом шагу «Бог сказал мне» и «Бог устроил» – и это не фигуры речи: они твёрдо знают, что Бог (как и дьявол) всегда где-то рядом, и у всего происходящего есть невидимая духовная составляющая.


При всех своих различиях, реальная и сказочная магия тесно переплетены.

Это началось ещё с, собственно, волшебных сказок. Пропп показал, что канон волшебной сказки происходит от обрядов посвящения, шаманского путешествия и погребальных обычаев – а всё это перемещение человека в невидимый мир. Но там, по ту сторону, сказка помещает тридевятое царство невиданного изобилия – а это уже и есть реализация потаённых чаяний.

Оттуда можно принести скатерть-самобранку, топор-саморуб, а то и волшебного слугу, который вообще всё будет делать за тебя, навсегда избавив от необходимости трудиться или полагаться на других.

Волшебство классического фэнтези заимствует антураж у реальной магии: обряды, заклинания, жертвоприношения, мантии и посохи чародеев. Но здесь это нужно, чтобы фокусировать и направлять волшебную силу, а потому является элементами «магической технологии». Порой самые сильные маги могут обойтись и вовсе без этого – одной только их воли уже достаточно, чтобы прогибать реальность под себя.

Любое литературное волшебство в результате оказывается где-то между двумя полюсами. В каждом произведении по-своему сочетаются эти две доминанты – магия как свобода и власть, и магия как жизнь в мире, у которого есть невидимая сторона.

На мой взгляд, наилучших результатов добиваются те, кому удаётся найти золотую середину. У них магия достаточно таинственна, чтобы быть загадкой даже для самих магов и не подчиняться третьему закону Кларка, но в то же время достаточно могущественна, чтобы любой мог отличить настоящего волшебника от сумасшедшего или шарлатана. Она не избавляет от зависимости – даже самый сильный маг не может выйти один против армии, ему нужны люди-союзники – но всё же имеет изрядный вес и активно влияет на развитие событий.

Но это, сами понимаете, мои личные предпочтения.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Салют вчера был очень красивый, но заснять эту красоту так и не получилось....а вот зяблики в нашем парке очень смелые, прилетают близко к людям... А цветы снимать гораздо проще для меня, светлого вам дня, друзья... ...
Меня всегда поражают комментарии людей не живущих в США. Я - американская пенсионерка. Я хожу на фитнес, модно одеваюсь, выгляжу прекрасно. У меня есть друг, с которым я хожу в кино, в театры, рестораны. (Муж умер 7 лет назад.) 1. Всех женщин в США зовут по имени. Я - Ольга для моих ...
МГУ имени И.В. Сталина. Закладка фундамента 12 апреля 1949 года. Открытие комплекса 1 сентября 1953 года. Даже сейчас архитектурный комплекс и планировочное решение прилегающих территорий дают ощущение ПРОГРЕССА и МОЩИ. Это направлено в ...
Первоначальный облик истребителя, который мы знаем как Lockheed Martin F-35, существенно отличался от привычных нам форм. Вот так выглядел Lockheed STOVL Strike Fighter (SSF), он же шел по программе Common Affordable Lightweight Fighter (CALF). Как можно заметить, разница более чем ...
"Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, портной" Неужели в самом деле На златом крыльце сидели Только мэры и премьеры Или полиционеры? Где дизайнер-квартирмейстер, Дилер, киллер и палач? Где хормейстер-балетмейстер И на скрепочке скрипач? Где трепач и где тряпичник, ...