С модернизацией нас
kvakl_brodakl — 30.08.2011 Когда я слушаю какие бы то ни было речи, посвящённые программе развития чего угодно - от локальной Альмаматери до глобальной страны, меня не оставляет ощущение, что говорящие просто ловко жонглируют словами. Инновации, модернизация, интерактивные методы - содержание этих слов оказывается практически утраченым от многократного повторения, тиражирования в СМИ и навязывания по любому поводу. Впрочем, у всех этих слов есть общий смысл, который - чем дальше и больше, тем чаще - вкладывается в них большинством ораторов: не так, как раньше...О. Герогий Флоровский, кажется, писал про старообрядцев, что их ранило в никоновской реформе прежде всего резкое и огульное неприятие того, что было и как было. Чем дальше, тем, надо сказать, больше я их понимаю. Любая реформа есть отрицание, именно поэтому, видимо, китайские мудрецы проклинали: чтоб тебе жить в эпоху перемен.
Теперь все эти новации добрались наконец-то и до нас. Выяснилось, что новые образовательные программы должны быть прежде всего по-настоящему новыми и инновационными.
Правда, главная инновация заключается на сегодняшний день в навязывании естественникам блока гуманитарных дисциплин, а гуманитариям - курса современного естествознания объёмом 8 кредитов. С гуманитарной частью вопрос, как мне кажется, сложный. Так, введение во все учебные планы иностранного языка (не менее 20 кредитов) оспаривать странно: в современнои мире любой образованный человек должен знать как минимум один иностранный язык, это утверждение вряд ли нуждается в аргументах. Я (рискуя, конечно, быть упрёкнутой в лоббировании филологических дисциплин) не стала бы возражать и против русского языка и культуры речи: грамотно выражать свои мысли на родном языке необходимо уметь опять-таки любому образованному человеку, независимо от того, какой факультет он заканчивает и в какой сфере планирует работать. Введение же для всех в качестве обязательных курсов философии, истории, юриспруденции и экономики (кстати, расскажите мне кто-нибудь на досуге, почему у нас экономика - гуманитарная наука) кажется мне странным. Тут надо давать право выбора либо факультетам, либо (что ещё лучше, на мой взгляд) - самим студентам. За четыре года изволь принести 4 кредита гуманитарных дисциплин. На что ходить - выбирай сам. А профильные факультеты обязать каждый семестр такие курсы желающим предлагать
С естествознанием ещё сложнее. Конечно, следует признать, что, несмотря на сохранение системы среднего общего образования, уровень естественнонаучной культуры падает столь же сильно, как и уровень культуры гуманитарной. Выпускники средней школы спустя пару-тройку лет после выпуска (а иногда и раньше) не помнят, Земля вращается вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли, чем отличается Гаити от Таити, в чём заключается закон сохранения энергии и какова формула
И всё же учебный план, как известно, не резиновый: для того, чтобы туда что-то ввести, оттуда надо что-то вывести. Для того, чтобы там поместилось 8 кредитов (если кто не в курсе - это четырёхсеместровый курс) естествознания, нам придётся убрать оттуда что-то профильно филологическое. При этом сверху, естественно, настаивают на том, чтобы это всё общеобязательное вводилось на младшие курсы (доводилось слышать даже парадоксальную аргументацию: на старших нельзя, они же не будут ходить и получится профанация), а у нас младшие курсы и так до отказа заполнены своими предметами, формирующими филологическую базу. И пока ещё не до конца понятно, как будет развиваться наш интегрированный магистр, сколько выпускников бакалавриата всё-таки получат возможность продолжить обучение в бюджетной магистратуре, все разговоры о том, что под всё это новообязательное нам добавили год, останутся разговорами в пользу бедных.
Ещё один момент, в котором я абсолютно уверена, заключается в том, что не может быть общей программы по этому самому естествознанию для всех факультетов. Даже для всех гуманитарных факультетов не может. Потому что философам логичнее читать какую-нибудь философию математики, а политологам и управленцам - экономическую географию. Филологам же, я давно в этом уверена, была бы полезна историческая география региона. Это Антон Павлович Чехов был уверен, что "Волга впадает в Каспийское море" - это общее место. Мне же на экзамене уже несколько лет подряд доводится слышать предположения и про Чёрное, и даже - не поверите! - про Средиземное. А я не просто интересуюсь, а, между прочим, в прямой связи с тверским уроженцем Афанасием Никитиным, оставившим нам, как известно, своё грешное хожение.
И в заключение. Я, конечно, понимаю, что на занятиях по древнерусской литературе тоже вполне можно вырабатывать навыки работы в команде, но не забудем ли мы, увлекшись инновационными методиками, интерактивными технологиями, ролевыми играми и прочим, что одна из главных задач образования - ввести студента в определённую традицию. Любая наука базируется не только на революционных прорывах, но и на непрерывной преемственности. Соблюдать хрупкий баланс между ними, конечно, гораздо сложнее и скучнее, чем модернизировать образование. Стоит только помнить, что в случае особенно рьяной модернизации можно запросто остаться одному на руинах.