АЗБУКА ИКОНОГРАФИИ: РЯБЧИК И ПАССИФЛОРА
nikonova_alina — 08.09.2023Рябчик императорский (цветок императорской короны)
Рябчик императорский происходит из Ирана, где этот цветок имеет глубокую связь с историей, религией, мифологией и фольклором. Так, этот цветок фигурирует в легенде о трагической смерти Сиявуша, героя-полубога из национального эпоса Фирдоуси «Шахнаме », откуда и произошло его национальное название Ашк-е Сиваш, то есть «Слеза Сиявуша». Другая национальная иранская легенда рассказывает о трагической истории супруги персидского царя, необыкновенная красота которой стала поводом для ее обвинения в супружеской неверности. Царь выгнал ее из дворца, и несчастная невинная королева пролила столько слез, что ее ноги превратились в корни, а она сама превратилась в цветок рябчик императорский.
В Европе рябчик императорский получил известность с середины 16 века, когда его привезли из Турции и начали выращивать сначала в королевском саду Вены, а затем и в парках и садах других европейских стран. Его первое латинское название - Corona imperialis (Корона императорская), - отдавало дань красоте и великолепию этого цветка. Современное латинское название Fritillaria imperialis дал цветку Карл Линней. Оно происходит от слова слова "Fritillus", то есть «шахматная доска», и было дано за пёструю окраску цветков некоторых видов, действительно напоминающих шахматную доску. Подругой версии слово «Fritillus» обозначает кубок или сосуд для игральных костей, и дано за особую необычную форму цветков. В народе рябчики называли «лилия прокажённых», поскольку они напоминали колокольчик, который носили в то время прокажённые в Европе. Русское название цветок получил за лепестки, усыпанные разноцветными крапинками, похожие по окраске на перья птицы рябчика.
Согласно христианской легенде, рябчик рос в Гефсиманском саду, и это были белоснежные цветы, которые тянулись прямо вверх, к солнцу. Когда солдаты вели арестованного Иисуса через Гефсиманский сад, то все цветы кроме рябчика опустили свои головки до самой земли, выказывая тем самым свое сочувствие. Но когда Господь печально посмотрел на рябчик, то цветок склонился до земли, а его лепестки покраснели от стыда. Когда же весть о распятии Иисуса дошла до Богоматери, она зарыдала, рябчик зарыдал вместе с ней и плачет до сих пор. Так объясняется то, что у основания цветков-колокольчиков выступают капли нектара и стекают по стенкам венчика. Это свойство дало еще одно народное название: «Слезы Девы Марии» в Европе и "Слёзы Богородицы" в России.
Характерные внешние особенности растения породили и его традиционную символику. Цветы рябчика обозначают добродетель, христианское смирение духа и предвкушение вечности. В знаменитом сборнике «Символы и эмблемы» Камерария (1590-1604) надпись для эмблемы, изображающей цветок, гласит: «Благоразумная юность - достойная старость», и автор поясняет свою мысль так: «Юноша, извлеки добродетель из моего облика: не цветы горделивы - зрелые плоды возносит созревшая верхушка».
Рябчики часто появлялись в цветочных натюрмортах 16-17 вв., например, у Яна Брейгеля Старшего в «Цветах в деревянном вазоне» или у Клары Петерс в «Натюрморте с цветами и золотыми кубками». Причем в работе Яна Брейгеля Старшего, одного из основоположников жанра цветочного натюрморта, именно рябчик является организующим элементом композиции. Венчая роскошный букет, он объединяет всю символику картины воедино, как бы замыкая собой общий гимн христианской добродетели.
Также их использовали в цветочных гирляндах, обрамляющих фигуры Богоматери и Младенца Иисуса.
Изображение рябчиков встречается и в искусстве 19 века. например в натюрморте «Рябчики в медной вазе» Винсента ван Гога. Возможно, их появление в творчестве великого постимпрессиониста связано с его первоначальным религиозным образованием
Страстоцвет (пассифлора)
Пассифлора, декоративная лиана, как и рябчик императорский впервые попала в Европу в середине 16 века, только не из Азии, а из Нового Света. Это был одно из первых американских растений, которое описали и начали культивировать в европейских странах, прежде всего в Испании, где его назвали «гранадилья», то есть «маленький гранат».
В 1610 году изображение цветка пассифлоры случайно увидел итальянский монах Джакомо Босио. Пассифлора настолько поразила его, что он начал собирать описания и изображения цветка, которые привозили из Америки, и в том же году опубликовал специальный доклад «Trionfante e Gloriosa Croce», где описал этот цветок с точки зрения наглядного воплощения Страстей Христовых. По его мнению три рыльца пестика символизировали гвозди, которыми были прибиты к кресту ступни и руки Христа; усики - плети, которым Его избивали; внешняя корона олицетворяла терновый венец; тычинки - пять ран Спасителя; семьдесят две венечные нити внутренней короны соответствовали количеству шипов тернового венца. Копьевидные листья обозначили копьё, пронзившее Христа, центральный ствол – столб, к которому Он был привязан во время избиения, а желёзки, найденные на обратной стороне листа, - тридцать сребреников, полученных Иудой за предательство. Цветки пассифлоры часто бывают белыми и голубыми, что символизирует рай и чистоту. Кроме того, три дня в году, во время которых цветет пассифлора указывают на три года служения Иисуса.
Этот труд Джакомо Босио и стал причиной того, что растение из гранадильи переименовали в пассифлору от латинского «passio» — страдание, страсть и «flos» — цветок. Русское название цветка «страстоцвет» является буквальным переводом его латинского названия.
С того же времени пассифлора появляется и в живописи, вполне предсказуемо символизируя Страсти Господни, а также бренность человеческой жизни.
Цветок был довольно популярен в Европе, в 17-19 веке, его часто включали в натюрморты (например, эрмитажный натюрморт Леопольда Штоля «Плоды и цветы» 1827).
Известно, что именно пассифлора изображена на решётке Михайловского Сада в Санкт-Петербурге.