ВИЛЛЕМ КЛАС ХЕДА. ЗАВТРАК С ЕЖЕВИЧНЫМ ПИРОГОМ. 1631


Часть 2.
Итак, попробуем раскрыть тайны одного из самых известных натюрмортов Виллема Клааса Хеды, который иногда называют «Натюрморт с ежевичным пирогом», а иногда – «Натюрморт с черничным пирогом». На мой взгляд, ягоды, составляющие начинку пирога, все же являются ежевикой, а не черникой, Так что верен первый вариант называния. Картина находится в Дрезденской картинной галерее и считается одним из наиболее значительных произведений голландских художников 17 века, работавших в жанре натюрморта.
Главным героем картины, соответственно, можно считать пирог, давший ей и название. Как мне кажется, это закрытый пирог из песочного теста с хрустящей подрумяненной корочкой и сладкой начинкой. Честно говоря, я не очень разбираюсь в истории кулинарии, и не уверена, что песочное тесто было известно в Европе уже в 17 веке, но, в принципе, почему бы и нет. Что сложного в том, чтобы смешать муку, яйца и сливочное масло?
Пирог находится в центре композиции. Художник разместил его на небольшом оловянном блюде (либо это блюдо из потемневшего серебра). Пирог уже разрезан, так что мы можем любоваться его сочной начинкой, и один его кусок лежит на отдельной тарелке. На основном пироге лежит ложка, вероятно с помощь которой можно подбирать рассыпавшуюся начинку. На тарелку с отрезанным куском опрокинут бокал, у которого от падения даже откололся кусок стекла. На переднем плане картины между тарелками с пирогами помещен небольшой нож или кинжал в ножнах, за которым лежат несколько улиток или пустых раковин от улиток.
За блюдом с основным пирогом находится стеклянный стакан с напитком, похожим на кофе или шоколад. У левого края картины художник поместил еще один стеклянный бокал-рёмер с белым вином, и опрокинутую серебряную чашу, декорированную затейливыми барочными узорами. Эта чаша ножкой лежит на еще одной тарелке, на этот раз однозначно серебряной, а рядом с ней помещены часы и маленький ключик на белой ленте, скорее всего предназначенный для того, чтобы эти часы заводить.
Натюрморт выполнен в типичной для Хеды серовато-зеленоватой приглушенной гамме на соответствующем нейтральном фоне и безусловно может быть отнесен к типу тонального или монохромного натюрморта.
А теперь о символике. Пирог, как продукт, испеченный из муки, и вино в бокале-рёмере – однозначное напоминание о Евхаристии. То, что пирог разрезан и от него отделен кусок, означает бренность человеческой плоти и может указывать на грядущую смерть человеческой оболочки Иисуса во время распятия.
Далее на картине присутствуют целых четыре емкости для напитков, две из которых перевёрнуты, а одна даже разбита. Перевернутая посуда для голландцев 17 века была одним из самых зловещих символов, она означала тщетность земных богатств, пустоту и, в конечном итоге, смерть. В данном случае художник даже удваивает этот символический аспект.
Нож – это символ предательства и измены, а также орудие пыток, что отсылает нас к концепции гибели Иисуса Христа в его земном воплощении. В более широком смысле присутствие ножа на картине намекает на уязвимость человека и его смертность, то есть это также вписывается в общее настроение натюрморта. А вот ложка – это, в принципе, символ скорее, положительный, обозначающий достаток и изобилие. Но в сочетании со всем остальным она, вероятно, должна указывать на кратковременность и преходящий характер земных благ в жизни человека в противовес вечным духовным ценностям.
Ягоды ежевики, составляющие начинку пирога, считаются символом Богоматери, которая «породила пламя божественной любви, но не сгорела от вожделения». Дело в том, что куст ежевики иногда отождествляют с Неопалимой Купиной, поэтому ежевика считается символом ветхозаветного Богоявления. Если же в пирог все-таки положили чернику, то она может обозначать смерть и последующее Воскресение Христа.
Следующая деталь картины – улитки. Это символ греха и лени, поскольку как считалось, улитки не трудятся, чтобы добыть себе пропитание, а едят лишь то, что находит на земле. Пустые раковины улиток обозначают пустую земную оболочку, которую уже покинула бессмертная человеческая душа.
И, наконец, часы. Любые часы (солнечные, песочные, механические) в произведениях искусства олицетворяют течение времени, мимолетность жизни и неотвратимость смерти, а также напоминают о тщете человеческих ожиданий и об угнетающей предопределенности, существующей в мире. Ключ от часов, лежащий отдельно, может обозначать то, что завод у них уже закончился, а завести заново их некому, то есть человеческая жизнь подошла к своему завершению.
И таким образом, наш аппетитный завтрак превращается в мрачное напоминание о том, что каждый человек смертен, что земные блага по сути бесполезны, а думать надо о душе и о ее спасении, чтобы подобно Иисусу Христу обрести жизнь в вечности.
Но честно, говоря, я бы предпочла выбросить всю эту философию из головы, и просто попробовала пирог, запив его каким-нибудь приличным белым вином. В мире и так слишком мало радостей.